Лекция 13. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• характерные черты олигополии, ее особенности;

• особенности ценообразования в условиях олигополии;

• модели дуополии, олигополистической координации, ломаной кривой спроса в условиях олигополии;

• специфику установления равновесного уровня производства олигополистом;

• критерии совместных действий олигополистов при осуществлении ценовой политики;

уметь

• обосновать принципиальные отличия олигополии;

• использовать существующие теоретические подходы для объяснения поведения олигополиста;

• учитывать ответные действия фирм-конкурентов при характеристике действий олигополиста;

владеть

• навыками обоснования специфики средних издержек производства при изменении спроса на продукцию олигополиста;

• навыками определения равновесного уровня производства в условиях олигополии;

• навыками оценки возможности использования барьеров для вхождения в олигополистическую отрасль.

В экономических системах многих стран фирмы ряда отраслей действуют в особых условиях, что позволяет определить специфическую рыночную структуру – олигополию. Это обусловливает необходимость рассмотреть характерные черты олигополии, особенности ценообразования в условиях этой рыночной структуры, поведение фирм-олигополистов.

Основные черты олигополии

Отталкиваясь от основных классифицирующих признаков рыночных структур, можно выявить отличительные черты олигополии:

1) в отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии;

2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной;

3) в отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.

Необходимо сразу отмстить, что при изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, трудно решаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии. Действительно, зададим простой вопрос: сколько фирм может входить в олигополию? С учетом приведенных выше отличительных черт олигополии можно предполагать, что ее образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы – "Форд", "Дженерал моторе" и "Крайслер", в то же время 13–15 заправочных станций могут поделить рынок в среднем городе.

Как известно, фирмы, действующие при совершенной конкуренции и монополии, выпускают однородный (гомогенный) продукт, при монополистической конкуренции – дифференцированный продукт. А при олигополии? Фирмы-олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты – дифференцированный. Олигополии могут быть "жесткими", когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок товара, а бывают и "мягкими", когда на их долю приходится порядка 70–80% выпуска отрасли.

Главная же сложность в исследовании олигополистического рынка состоит в том, что фирма-олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара (падающая кривая спроса отражает наличие монопольной власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов. Например, если фирма "Бета" действует на эластичном участке кривой спроса, то, понизив цену товара, она в состоянии расширить продажу, увеличить выручку и добиться экономической прибыли. Но подобные действия "Беты" могут вызвать контрдействия соперничающих фирм: не желая терять рынки сбыта, они также снизят цену своих товаров. Это приведет к тому, что характеристики спроса на товар фирмы "Бета" изменятся, в результате чего она может не получить ожидаемой выгоды. В свою очередь, соперничающие фирмы, принимая решение об ответных мерах, должны учитывать возможную реакцию на это "Беты", а ее реакция определяется потенциальным ответом остальных фирм, и т.д. Следовательно, для определения объемов выпуска товара и установления его цены фирма-олигополист помимо сведений о спросе на товар и издержках производства обязана учитывать и не поддающийся детерминации дополнительный фактор – ответную реакцию конкурентов.