Поведение экономических агентов

Экономические агенты преследуют свои интересы, а их поведение рационально, но отнюдь не всегда.

Экономические интересы

Экономический интерес домохозяйств состоит в максимизации их доходов и максимизации полезности благ, приобретаемых на эти доходы. Фирмы стремятся максимизировать свою прибыль, хотя руководствуются и другими интересами, особенно усилением своей экономической власти на рынке. Интерес некоммерческих организаций состоит в максимизации отдельных благ для домохозяйств (так, профсоюзы стремятся максимизировать блага членов профсоюза). Государство, как правило, обычно действует в интересах всего общества.

Классики экономической теории полагали: хозяйственная жизнь стоит на том, что индивиды преследуют личные интересы и все общество от этого выигрывает. Как подчеркивал Адам Смит, "не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов". Сразу оговоримся, что А. Смит вовсе не считал людей абсолютными эгоистами – в своей ранней работе "Теория нравственных чувств" он проводил мысль, что эгоизм, присущий человеку, соседствует с другим человеческим свойством – сочувствием. Ведь человек – это общественное существо и поэтому обычно принимает во внимание интересы других индивидов. Кроме того, общество и все индивиды живут не только экономической, но также социальной, политической, культурной и психологической жизнью, которая вносит свои коррективы в поведение экономических агентов (см. гл. 7). Однако при всех этих оговорках классическое допущение, что люди в хозяйственной жизни преследуют прежде всего собственные интересы, по-прежнему остается в силе.

Рациональность поведения экономических агентов

Другое классическое допущение состоит в том, что "человек экономический" (лат. homo economicus) действует рационально. Для этого он обладает не только свободой выбора оптимального решения, но также достаточным уровнем интеллекта и информации для принятия решений. Говоря современным языком, классики экономической теории считали, что homo economicus – как бы присоединенный к Интернету "экономическим компьютером" – всегда имеет доступ ко всей информации, может просчитать свои решения и выбрать наиболее оптимальное. Они исходили из полной рациональности поведения домохозяйств. Это важное допущение классики распространяли и на фирмы.

Однако последующие поколения экономистов стали дополнять это допущение рядом важных оговорок, и неоклассическая экономическая теория стала говорить об ограниченной рациональности домохозяйств и фирм. Важный вклад в коррекцию понятия рациональности внесли две гипотезы.

Гипотеза неполноты информации предполагает, что в хозяйственной практике для принятия наиболее оптимального решения в основном невозможно иметь полную информацию из-за трудностей в ее сборе, обработке и анализе. Так, для ремонта жилья его российский владелец не всегда в состоянии найти оптимальную для него фирму или неформальную бригаду работников, потому что на рынке ремонтных услуг нет сведений о всех ремонтных фирмах и тем более бригадах, отсутствует полная информация о качестве их услуг, к тому же возможны варианты – ориентироваться ли на контракт с фирмой (что обычно дороже) или нанять бригаду (что обычно дешевле). Подобные трудности часто приводят владельца жилья к не самому оптимальному решению, а нас – к выводу, что "человек экономический" не является компьютером и ограниченно рационален.

Гипотеза асимметрии информации исходит из того, что часто одни экономические агенты имеют доступ к важной информации, а другие – нет или их доступ к информации меньше. Например, российским фирмам, связанным с государственным аппаратом, может быть доступна информация о предстоящих решениях этой бюрократии, которая недоступна всем остальным фирмам. Иными примером может быть продажа товаров длительного пользования, о свойствах которых продавцам обычно больше известно, чем покупателям. Асимметрия информации имеет и другие последствия, причем не всегда отрицательные. Так, часть экономических агентов может быть собственниками патентов и получать прибыль выше нормальной (ведь остальные экономические агенты еще не имеют доступа к этим знаниям), что стимулирует изобретательство и инновации в обществе. В то же время асимметрия информации приводит и к негативному отбору (отрицательной селекции). Например, на российском рынке молока подавляющему большинству покупателей недоступна информации о степени очистки этого продукта и, более того, многие из покупателей равнодушны к этой информации. В результате фирмы, выпускающие глубоко очищенное молоко (для этого на молокозаводах используются более дорогие фильтры), вынуждены продавать его по типичной для рынка цене (а не по более высокой из-за существенных издержек на очистку) и, соответственно, с низкой рентабельностью, что приводит к вытеснению их с рынка молока, на котором остаются продавцы менее качественного продукта.

Добавим, что термин "негативный отбор" применяется и в более широком смысле. Так, в России из-за доминирования государственного аппарата над бизнесом фирмы приспосабливаются не только к конкуренции, но и к представителям власти, от которых часто зависит судьба той или иной фирмы, некоторые вообще контролируются работниками государственного аппарата, и поэтому заметная часть российских предпринимателей процветает не вследствие своих предпринимательских способностей, а из-за связей с государством.

Вероятно, важный вклад в оценку способностей экономических агентов к рациональным действиям внесла теория рациональных ожиданий, предложенная американскими экономистами Джоном Мутом (1930–2005) и усовершенствованная Робертом Лукасом (р. 1937, лауреат Нобелевской премии), основателями школы рациональных ожиданий. Согласно ей, экономические агенты принимают решения не только исходя из всей доступной им прошлой и текущей информации, но и на базе своих представлений о будущем (прежде всего о будущей экономической политике правительства), которое в точности никому неизвестно. Однако в условиях саморегулирующейся рыночной экономики и ограниченного государственного вмешательства в хозяйственную жизнь экономические агенты могут предвидеть ожидаемые в ней изменения. Теория рациональных ожиданий приходит к выводу, что в своих прогнозах экономические агенты делают ошибки, но не систематические.