Поведенческие теории лидерства

Основной категорией поведенческого подхода является стиль лидерства. Стиль лидерства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в целях оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации.

Впервые классификацию стилей лидерства провел американский ученый Курт Левин. Он выделил три стиля лидерства, авторитарный (автократичный), демократический и либеральный (пассивный, попустительский).

Авторитарный руководитель сосредоточивает всю власть и ответственность в своих руках, навязывает свою волю подчиненным, обращается к потребностям низших уровней у подчиненных, принимает лично все важные решения. Данный руководитель строго следит за сроками и порядком выполнения работ, что сдерживает инициативу подчиненных. Автократ не терпит возражений, предоставляет подчиненным минимум информации, никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях. Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру.

Демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые обращаются к потребностям более высокого уровня у подчиненных, избегает навязывать им свою волю. Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, т.е. подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Демократичный руководитель отдает предпочтение заключительному контролю деятельности подчиненных (авторитарный – текущему контролю), старается создать в организации атмосферу открытости и доверия, чтобы подчиненные не стеснялись обращаться к руководителю за помощью. Как видно из табл. 5.1, приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа существенно различаются.

Таблица 5.1

Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей

Характеристики

Стиль руководства

авторитарный

демократический

Принцип руководства

Руководитель – повелитель; руководимый – подчиненный

Руководитель – координатор; руководимый – партнер

Авторитет

Формальный (по должности)

Реальный

Степень организованности

Детальная организация исполнения работ

Гибкие организационные рамки исполнения работ

Вид решения

Единоличные решения

Коллегиальные

решения

Вид распоряжения

Приказ

Просьба

Делегирование

полномочий

Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них

Делегируется общая задача и общая ответственность

Вид контроля

Контроль исполнения

Контроль результата

Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным участием руководителя в управлении группой. Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных, безынициативен, пассивен в выполнении управленческих функций. Коллектив имеет полную свободу действий в выработке решений и контроле за их выполнением. При этом стиле качество работы группы снижается.

Известный американский ученый в области лидерства Дуглас МакГрегор назвал представления авторитарного руководителя о поведении работников и о том, как надо ими управлять, теорией X. Согласно теории X.

1. Люди изначально не любят работать и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей работать, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Аналогичные представления демократического руководителя о работниках Д. МакГрегор назвал теорией Y, согласно которой.

1. Труд – естественная потребность человека. Если условия труда благоприятны, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за выполнение работы.

2. Если люди разделяют цели организации, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Степень приобщения человека к целям организации зависит от вознаграждения, получаемого за достижение этих целей;

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека в организации используется лишь частично.

В чистом виде вряд ли можно наблюдать проявление авторитарного, демократичного или либерального стиля. Правильнее говорить о тяготении конкретного руководителя либо к демократическому, либо к автократическому руководству.

Ренсис Лайкерт из Мичиганского университета разработал альтернативную систему классификации стилей лидерства. Им были выделены две категории лидеров: лидеры, ориентированные на работников, и лидеры, ориентированные на работу. Руководитель, сосредоточенный на работе, основное внимание уделяет решению производственных вопросов, организации работы коллектива. Руководитель, сосредоточенный на работниках, основное внимание уделяет совершенствованию отношений в коллективе, позволяет работникам участвовать в принятии решений, избегая чрезмерного контроля.

"Управленческая решетка" Роберта Блейка и Джейн Моутон получила наибольшую популярность среди поведенческих концепций лидерства. "Решетка" или "сетка" представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных лидерского поведения: по горизонтали – степень учета интересов производства; по вертикали – степень учета интересов людей.

Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют пять стилей лидерства.

Стиль 1.1. Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель прилагает минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации. Такой стиль, например, может иметь место в случаях, когда предприятие закрывается или руководитель уходит на пенсию.

Рис. 5.1. "Управленческая решетка" Р. Блейка и Дж. Моутон

Стиль 1.9. Руководитель основное внимание уделяет установлению хороших, теплых отношений в коллективе, но мало заботится об эффективности производства. Этот стиль управления может быть эффективным в коллективе с высокой мотивацией к работе, в творческих коллективах. Руководителю, практикующему такой стиль лидерства, может потребоваться обучение в сферах принятия решений, планирования, организации, контроля.

Стиль 9.1. Руководитель отдает приоритет решению производственных вопросов, максимизации производственных результатов, заботится об эффективном выполнении работы, но его не интересует морально-психологический климат в коллективе, потребности подчиненных. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия), на начальных стадиях организации производства. В случае преобладания у менеджера этого стиля ему следует больше внимания уделять обучению в сферах управления персоналом, мотивации и коммуникации.

Стиль 5.5. Руководитель в равной степени уделяет внимание интересам производства и коллектива, старается занять позицию "золотой середины", компромисса между стилями 1.9. и 9.1.

Стиль 9.9. Оптимальный стиль управления, сочетающий эффективное управление производством и отношениями в коллективе.

Этот стиль руководства получил название "команда". Впрочем, авторы исследования признали, что типологизация стилей лидерства имеет ощутимые пределы своей применимости, поскольку существует достаточно много видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства.

Полемика между сторонниками автократичного руководства и руководства, делающего акцент на совершенствовании человеческих отношений, не может прийти к своему окончательному разрешению. Нужно взглянуть на проблему эффективного лидерства с новых позиций. Это и пытаются сделать сторонники ситуационного подхода.