Поступок

Чтобы стать лидером группы, а тем более для подтверждения лидерства необходимо не только правильно формулировать распоряжения, но и самому совершать значимые для других членов группы действия – поступки. Особенности такого действия до последнего времени не привлекали внимания психологов. Авторы учебников в основном обходились указующими жестами в сторону исторических личностей. Мы поставили перед собой задачу разобраться в этом психологическом явлении более подробно.

Поступок и свобода выбора

Для анализа разнообразных форм активности и их противопоставления детерминированным процессам в психологии выделены такие оппозиции: реакцияакция, поведениедеятельность, отражение – действие. Особняком стоит поступок, который не имеет своей пары.

Конечно, человеческая свобода связана со вторыми членами этих пар: действием, деятельностью, акцией. Их удобно исследовать в сравнении, а с чем сравнивать поступки?!

Функционально особенности свободы можно отыскать в явлениях, которые на современном психологическом языке именуются латентными (скрытыми) периодами в выполнении действия, периодами внутреннего выбора и принятия решений.

От внешнего и внутреннего к их формам

Если внимательно проанализировать процесс развития человека, то можно увидеть регулярное чередование внешних и внутренних форм или внутренних и внешних видов активности. Внешние формы (действие, деятельность, поступок) порождают внутренние формы (самосознание, сознание, личность). Столь же справедливо и обратное. Внутренние формы: самосознание, сознание, личность порождают внешние формы: деятельность, поступок, деяние. Об этом писал в 1997 г. В. П. Зинченко.

Новообразование проявляет себя непосредственно. Оно живет, созревает, развивается, взрослеет, перестает оглядываться назад в поисках своих корней и истоков, а если и оглядывается, то далеко не всегда может их обнаружить, вспомнить. Эти новообразования могут вытесняться, погружаться в "глубины бессознательного", потом восстанавливаться. В конце концов новообразование приобретает собственные порождающие возможности и способности.

До сих пор остается недостаточно исследованным возникновение поступка. Кажется, что он подобен рождению Афродиты из пены морской. С трудом принимается взгляд на поступок как на порождение сознания, а тем более, как на итог всей жизни человека. Сознание "взрывается" поступком. Но при этом меняется и оно само (Зинченко, 1998).

Постороннему наблюдателю поступок может показаться необъяснимым. Таким же он может выступать и для совершившего его человека. Уже затем при осмыслении причин совершенного поступка в человеке появляется уверенность в себе, изменяются его представления о самом себе. Поэтому поступок может рассматриваться как одно из средств развития личности.

Интериоризация или экстериоризация

Большинство исследований таких процессов содержит общие недостатки.

Во-первых, в исследованиях обычно доминирует ход извне вовнутрь. Конечно, постулировалось, наряду с процессом интериоризации, наличие обратного процесса экстериоризации. Но этот переход практически не исследовался.

Во-вторых, высказывались самые различные точки зрения относительно строения внутреннего. Например, говорилось о принципиально общем строении внешнего и внутреннего, даже об их тождестве. Принятие тезиса о тождестве внешней и внутренней деятельности делает бессмысленным понятие интериоризации, равно как принятие тезиса об их абсолютном различии делает проблему интериоризации неразрешимой. Часто за пределами этих направлений, реже в их рамках, внутреннее редуцировалось к мозговым механизмам.

В-третьих, мало исследовалась сама жизнь внутреннего, его живые формы, их динамика, возникновение, развитие, умирание, способность к превращениям и к порождению новых форм – новообразований.