Лекция 8. ПОСТУПОК

Исследуя в начале текущей главы понятие добра, мы указали, что одним из его важнейших значений считается правильный, моральный поступок. До сих пор мы рассматривали словосочетание "добрый поступок" чисто интуитивно, полагая, что все представляют, о чем идет речь. Но его осмысление приведет нас к новым парадоксам, помогающим глубже понять нравственный опыт человека.

Понятие поступка

Первое существенное затруднение возникает вокруг самого понятия поступка. Всякое ли наше действие можно признать таковым? Ежедневно мы совершаем множество механических действий: переходим дорогу, включаем свет, разговариваем по телефону. Каждое ли из этих проявлений активности имеет отношение к добру и злу? По этому поводу также существуют два соперничающих мнения. Одно из них предлагает считать поступками, имеющими отношения к морали, только значительные события из жизни людей, связанные с необходимостью делать важный выбор. Например, поступление в институт, устройство на работу, вступление в брак и т.д. В этом плане все множественные повседневные действия считаются несамостоятельными, т.е. обусловленными внешним воздействием на нас. Например, в элементарной операции открытия двери не требуется никакого свободного выбора, а значит, ее следует признать нравственно нейтральной.

Но другая точка зрения настаивает на обратном: любые, даже самые элементарные действия следует оценивать как добрые или злые, поскольку все они имеют последствия, в той или иной степени влияющие на других людей. Так, переходить дорогу можно согласно правилам дорожного движения, а можно нарушать их, подвергая тем самым опасности нескольких людей. Дверь можно открыть аккуратно или же небрежно, задев кого-то, а разговор по телефону можно вести корректно или же грубо. Оказывается, поскольку любой поступок совершен в мире людей, то его нельзя считать нравственно нейтральным.

На наш взгляд, обе представленные точки зрения впадают в крайность и поэтому не отражают сути вопроса. Дело не в том, значительное ли событие нам предстоит в жизни или весьма обыденное; представляет ли собой поступок быстротечное, разовое свершение или включает в себя множество составных действий. Для этики важно, насколько поступок зависел от нас самих, определялся именно нашим решением, и какую ценность мы желали посредством него реализовать. В этой связи нам важно упомянуть мнение основателя этики Аристотеля. Он полагал, что поступок, который может быть назван добродетельным, должен отвечать следующим критериям.

Во-первых, он сознателен, т.е. мы должны отчетливо понимать, что мы делаем и чего таким образом избегаем. Отсюда чисто механические действия, производимые нами во многом неосознанно, не подходят под данный критерий. Разумеется, они влекут за собой определенные положительные либо отрицательные последствия, но далеко нс очевидно, что мы несем за них полную ответственность. Во-вторых, поступок избирается преднамеренно, т.е. мы ясно осознаем цель, которую хотим достичь, и выбираем средство для ее достижения из нескольких возможных альтернатив. Наконец, в терминологии Аристотеля, поступок отличает "уверенное и устойчивое" совершение. Здесь имеются в виду ситуации, когда поступок представляет собой совокупность многих действий или других поступков. Например, один человек решил сменить место работы. Для достижения данной цели ему потребуется выполнить немало других операций, но только уверенное, устойчивое и последовательное их выполнение позволит нам назвать его поведение единым поступком. Если же, напротив, человек меняет несколько раз свое решение и предпринимает весьма противоречивые действия, то мы имеем дело с серией различных поступков.

Таким образом, под поступком мы будем в дальнейшем подразумевать свободное действие, ставшее следствием самостоятельного решения, и преследующее при этом отчетливую цель.