Постреволюционный период

После революции социология получает свободу как научная и учебная дисциплина. В течение нескольких месяцев выходят научно-популярные брошюры по актуальной тематике, газетные и журнальные статьи по социологии, авторами которых нередко были известные социологи. С 1917 г. начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов и одновременно расширяется круг учебных заведений, где вводится изучение социологии. В первые годы советской власти в научной среде существовали самые разные идейные течения, научные школы и направления, не подвергаясь цензуре. Это был краткий период свободы начала 1920-х гг.

К 1920 г. в Петербургском университете был открыт созданный на базе факультета общественных наук (ФОН) первый в России социологический факультет. Его организатором, первым деканом и ведущим лектором стал П. А. Сорокин. Со временем в некоторых российских университетах регулярно начинают работу социологические семинары, студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждаются проблемы общества, заслушиваются научные доклады.

Обследование типичных селений в разных районах страны[1]

Большое развитие конкретные социологические исследования получили в СССР после победы Октябрьской революции. В 1920–1930-х гг. было издано более 300 различных книг и брошюр, в которых освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов, разрабатывались методики и техника исследований. 1920–1930-е гг. можно назвать серебряным веком отечественной социологии. Это один из самых насыщенных научными поисками, философскими дискуссиями, разнообразием школ и направлений, обилием оригинальной и передовой литературы, широким экспериментированием период в развитии отечественной науки.

В период нэпа продолжали беспрепятственно выходить меньшевистские, эсеровские и даже кадетские газеты[2], в это же время философские кафедры ряда городов занимали лидеры интеллигентской оппозиции (П. Струве, Е. Трубецкой, С. Булгаков, II. Бердяев, II. Лосский, П. Сорокин, Н. Кареев), трибуной для которых были, в частности, журналы "Мысль" и "Объединение". Некоторые философы и социологи занимали по отношению к советской власти враждебную позицию. П. Сорокин, который до Февральской революции 1917 г. подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров эсеровской партии, активно сотрудничал в Государственной Думе, одно время являлся секретарем А. Ф. Керенского. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом покаялся, написал открытое письмо о своем разрыве с эсерами. Вернувшись в Петроград в 1919 г., стал деканом социологического факультета, оставаясь в оппозиции к большевизму. В столичных вузах он постоянно читал лекции по социологии, используя их как повод свести счеты с марксизмом. В частности, П. А. Сорокин подвергал критике исторический материализм с позиций эмпирической социологии. Другие критиковали материализм с позиций исторического идеализма и теории фактов.

Понятно, что рассчитывать на старую интеллигенцию, носителя научного потенциала общества, в данных условиях большевикам было невозможно. Поражение буржуазии в гражданской войне послужило прологом к открытой войне в области идеологии. Здесь уже вопрос о самом существовании Советской власти решался как необходимость создания новой, марксистской общественной науки[3]. Идейное противостояние русской интеллигенции большевистскому "беспределу" власти терпели недолго. В 1922 г. по инициативе Ленина и Дзержинского вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, П. Сорокина выслали из страны.