Постмодернистские концепции этнинности (конструктивизм, инструментализм, ситуационизм, мобилизационизм)

В современной зарубежной этнологии сформировалось ряд новых подходов, некоторые положения которых, объясняющих феномен этничности, применяются в качестве исследовательской процедуры и российскими этнографами. Это конструктивизм, инструментализм, ситуационизм, мобилизационизм. Фактически, это одно и то же. Главное в этой перспективе – использование категории интереса. Так, "инструменталисты", как представители вроде бы особого течения, полагают, что люди используют этничность как инструмент для достижения своих интересов в зависимости от ситуации, т.е. в рамках идеологии "ситуационализма". Этничность позволяет лидерам мобилизовать своих сторонников. Термин инструментализм в исследованиях этничности нельзя путать с инструментализмом в философии науки, т.е. "представлением, что научная теория является удобным инструментом для понимания мира".

Очевидно, что все эти течения базируются на конструктивистской идеологии, а собственно конструктивизм, как направление не является чем-то единым и не имеет общей философской базы. Внутри конструктивизма можно увидеть марксистов (Е. Хобсбаум, Б. Андерсон и др.), реалистов (Э. Геллнер), а также собственно постмодернистов.

Постмодернизм: философия, идеология, методология

Постмодернизм – термин, обозначающий тип мышления, характерный для мира Запада, сформировавшийся во второй половине XX в., и представляющий собой и философское видение мира, и методологию сто познания, и направление в художественном искусстве. В ряде случаев весь современный период, прежде всего, применительно к осмыслению мира западными интеллектуалами, определяют как постмодернистский.

Это понятие конституируется еще в начале XX в., но в современном его понимании оно стало использоваться с 1960-х гг. Наибольший вклад в разработку философии постмодернизма внесли французские мыслители (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др.). Постмодернизм означает

установку на восприятие мира как некоего хаоса, отрицание прогресса, отказ от веры в разум в пользу так называемого интерпретативного мышления, утверждение глобального полицентризма в противовес европоцентристской картине мира, выступление в качестве антитезы модернизму, ориентированному на интеллектуальную элиту, и уничтожение различия между массовым и элитарным потребителем.

Большинство философов-постмодернистов занимают левую позицию, с характерной для нее негативным отношением к буржуазному обществу, критикой его экономики, идеологии и культуры, поэтому постмодернизм в ряде отношений близок к марксизму. Прямо или косвенно он вовлечен в борьбу социально или культурно притесняемых групп, этнических меньшинств за свои права. Однако в нем существует и противоположное течение – разоблачение идеологии не только господствующих, но и угнетаемых групп, если последние используют ее в своих эгоистических целях.

В методологии познания постмодернизм выступил против дотоле используемых методик, прежде всего, эволюционистских и структуралистских, подвергнув сомнению позитивистскую веру в объективность гуманитарного знания, заявляя, что оно не столько отражает объективную картину мира человека, сколько конструирует ее, а действительность вынуждена "подстраиваться" под эту искусственно созданную учеными схему.

Мир в концепции постмодернизма состоит из совокупности слабо связанных между собой фрагментов, его целостность и взаимосвязанность явлений – искусственный продукт описания. Если в классической эпистемологии, т.е. процедуре интерпретации фактов, разрыв, противоречие рассматривается как проблема, нуждающаяся в объяснении, то, с точки зрения постмодернизма, напротив, проблемой являются как раз островки целостности и связанности. Отказ от целостного описания, систематизации материала, масштабного теоретизирования – характерные черты этой парадигмы. Прежняя парадигма видения мира, характеризуемая как "объективистская" ("позитивистская"), объявляется несостоятельной, а совершенно иные, нежели прежде, взгляды на мир требуют, с точки зрения постмодернистов, перехода к новому мировоззрению.

Постмодернизм утверждает порочность обращения к какому-либо одному способу описания научной картины мира, заявляя, что он может быть описан бесконечным количеством способов и отстаивая методологический плюрализм – признание принципиальной равноценности всех возможных точек зрения на изучаемое явление. Более того, иногда декларируется позиция, которая однозначно отрицает возможность объективности и научности в их традиционном понимании. Понятие истинности, таким образом, лишается права на существование, ввиду невозможности одинаковой интерпретации события/явления разными исследователями. С точки зрения постмодернистов, при написании картины мира мыслитель имеет право на свободный выбор инструментария исследования, ни один из которых не должен претендовать на доминирующую роль.

В риторике постмодернизма широко используется понятие "дискурса" ("дискусса"), под которым понимается принцип рассуждения вместе с характерной для него логикой, системой категорий, критериями оценок и, наконец, тематикой исследования. Сам постмодернизм, таким образом, является философско-методологическим и художественным дискурсом.

И философско-методологические, и идеологические позиции постмодернизма переносятся на проблемы этнологии (социальной/культурной антропологии), в первую очередь на понимание культуры, тесно увязываемой с явлением этничности.