Посткризисная экономическая динамика развивающихся стран

Глобальный кризис особенно сильно ухудшил ситуацию в развивающихся странах. По оценкам Всемирного банка, из-за роста цен на продовольствие и топливо лишь в 2008-2009 гг. в нищете оказались от 150 до 185 млн человек. ООП предупредила, что в 2010 г. еще от 80 до 100 млн человек будут оставаться малоимущими или окажутся в нищете в результате глобального экономического спада. Кроме того, по оценкам Всемирной продовольственной программы (ПРООН), численность хронически голодающих в мире превысила в 2009 г. показатель в один миллиард человек. По прогнозам МОТ, число безработных в 2008-2010 гг. увеличилось на 50 млн человек по сравнению с 2007 г. Многие из этих людей имеют несоразмерно ограниченный, по сравнению с другими, доступ к социальной защите и кредитным рынкам и поэтому в наименьшей степени подготовлены к действенному выравниванию потребления в условиях столь масштабных потрясений. В результате этого около половины мировых достижений в деле борьбы с нищетой за последние десять лет в 2008-2010 гг. оказались сведены на нет.

Согласно прогнозу МВФ, страны с низкими доходами столкнутся в ближайшие годы с ухудшением внешнего платежного баланса в связи с сокращением спроса на экспортируемые ими товары, а также с притоком прямых иностранных инвестиций и денежных переводов. Внутренний бюджетный кризис заставляет эти страны пойти на сокращение социальных расходов как раз во время увеличения потребностей населения. В результате этого вероятен рост масштабов неравенства и нищеты во многих PC. Последствия кризисов и сокращения государственных расходов особенно сильно сказываются на группах населения с низким доходом, ввергнув некоторые из них в нищету, а тех, кто и так уже беден, - еще глубже в бездну нищеты.

На фоне этой безрадостной картины стоит вспомнить о том, что на Саммите тысячелетия, состоявшемся в 2000 г. в Нью-Йорке, мировые лидеры торжественно пообещали в Декларации тысячелетия, что "приложат все усилия к тому, чтобы избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них". Эти лидеры далее обязались достичь содержащихся в Декларации тысячелетия целей в области развития, первая из которых состоит в том, чтобы сократить вдвое к 2015 г. долю населения, живущего на сумму менее 1 доллара в день, и долю голодающего населения.

После серьезного спада в 2008-2009 гг. в 2010 г. в экономике стран Восточной Азии происходило значительное оживление, и перспективы на 2011 г. рассматриваются как благоприятные (если не учитывать последствия цунами и аварии на атомной станции Фукусима в Японии), поскольку объем промышленного производства и экспорта продолжает увеличиваться, а улучшение конъюнктуры рынка труда будет способствовать росту спроса в секторе домашних хозяйств. Ожидается, что темпы роста совокупного объема ВВП стран региона увеличатся с 4,7% в 2009 г. до 7,3% в 2010 г. благодаря высоким показателям роста в Китае. В 2011 г. прогнозируется замедление темпов роста до 6,9%, поскольку ожидается, что дальнейшее оживление внешнего спроса лишь частично компенсирует последствия поэтапного сворачивания мер кредитно-денежного и налогово-бюджетного стимулирования. Экономическое оживление в регионе происходит не только быстрее, чем это ожидалось, но и на весьма широкой основе и вполне сбалансированно. В большинстве стран возобновление динамичного роста экспорта со второго квартала 2009 г. сопровождалось оживлением инвестиционной деятельности коммерческих предприятий. В то же время спрос со стороны домашних хозяйств оставался довольно устойчивым и значительно возросли государственные инвестиции и потребительские расходы. Различия в темпах роста в странах этого региона в 2010 г. заметно уменьшились. В 2011 гг. страной региона с наиболее высокими темпами экономического роста снова будет Китай, ВВП которого, согласно оценкам, увеличится в указанные годы на 9,2 и 8,8%. Вместе с тем в 2010-2011 гг. ожидается некоторое снижение темпов роста, главным образом вследствие замедления кредитной экспансии. Следствием быстрого экономического оживления, а также принятия правительствами ряда мер, призванных непосредственно или косвенно содействовать сохранению занятости и созданию рабочих мест, стала устойчивая нормализация положения на рынке труда. На фоне умеренных темпов инфляции и сохраняющейся опасности ухудшения мировой экономической конъюнктуры положение в денежно-кредитной сфере будет по-прежнему способствовать росту, хотя в 2010 и 2011 гг. центральные банки будут постепенно переходить к более ограничительной политике.

В Южной Азии экономическая активность также повышается с середины 2009 г., чему способствовали меры налогово-бюджетного стимулирования и постепенное оживление спроса со стороны частного сектора. Темпы экономического роста повысились в Индии и Шри-Ланке, но в Исламской республике Иран и Пакистане экономическая конъюнктура остается относительно вялой. Темпы роста ВВП замедлились с 6,5% в 2008 г. до 5,1% в 2009 г. В целом Южная Азия оказалась более устойчивой к последствиям мирового экономического спада, чем другие развивающиеся регионы. Это является следствием ее меньшей интегрированности в мировые финансовые рынки, меньшей зависимости от экспорта продукции обрабатывающей промышленности, динамично растущего внутреннего спроса, антициклической кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики и значительного притока денежных переводов, особенно в Бангладеш, Непал, Пакистан и Шри-Ланку. Ожидается, что средние темпы роста повысятся с 6,5% в 2010 г. до 6,9% в 2011 г., поскольку в большинстве стран продолжается восстановление экспорта и улучшается внутренняя конъюнктура. Лидирующие позиции в том, что касается оживления экономики, занимает Индия, где во второй половине 2009 г. темпы роста повысились до 7% вследствие быстрого улучшения показателей по обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Благодаря восстановлению экспорта, а также дальнейшему увеличению объема инвестиций и повышению потребительского спроса темпы роста в Индии превысили 7,0% в 2010 г. и ожидаются на этом же уровне в 2011 г. Положение на рынках труда во всех странах Южной Азии в 2009 г. ухудшилось, что нашло отражение в повышении уровня безработицы в регионе и увеличении доли трудящихся, оказавшихся в уязвимом положении ввиду нестабильности занятости. Ожидается, что в 2011 г. эти негативные тенденции будут проявляться менее заметно. Согласно прогнозам, средний уровень инфляции в 2011 г. несколько повысится и в большинстве стран сохранится высокое инфляционное давление, особенно в том, что касается цен на продукты питания и коммунальные услуги. Резервный банк Индии уже сместил акцент с мер по содействию экономическому оживлению на меры по сдерживанию роста цен.

В Западной Азии на Ближнем Востоке после сокращения совокупного объема ВВП стран региона на 1% в 2009 г. темпы роста в 2010 г. составили около 4%. Страны - экспортеры нефти продолжали получать выгоды благодаря повышению цен на нефть, что сделало возможным проведение в жизнь политики увеличения бюджетных расходов и содействия на этой основе росту личного потребления.

Резкое снижение активности в странах - экспортерах нефти отражает сокращение добычи нефти в результате усилий Организации стран - экспортеров нефти по стабилизации цен на нефть (табл. 6.7).

Следует отмстить, ОПЕК поддерживала активный рост государственных расходов для поддержки отраслей, помимо нефтяной. Часть этих расходов имела вторичные эффекты для стран региона, не добывающих нефть, что оказало важную поддержку их экономике. В рамках этих агрегированных региональных показателей между отдельными странами имеются важные различия. Например, среди экспортеров нефти не нефтяной сектор ОАЭ в наибольшей степени сказался затронутым из-за его связей с мировой торговлей и финансовыми рынками, а также ввиду падения цен на недвижимость. Ливан, напротив, по-прежнему демонстрирует высокую стойкость по отношению к мировому кризису, поскольку улучшение ситуации с безопасностью способствует экономической активности, особенно в сфере туризма и финансовых услуг.

В Саудовской Аравии темпы роста ВВП в 2009-2010 гг. составили 1%, в Сирии - 1,8, в ОАЭ - 3,2, в Египте - 1,8%. В Турции в 2009-2010 гг. рост ВВП составил в среднем 2,8% с обозначившейся тенденцией к повышению. Экономическому оживлению будут также способствовать более низкие процентные ставки, улучшение кредитной конъюнктуры и политика увеличения бюджетных расходов. Достаточно устойчивые темпы роста в 2009-2010 гг. сохранялись в Израиле - 2,2%. В 2011 г. здесь ожидается небольшой рост до 2,4%.

Экономика этих стран серьезно пострадала от глобальной рецессии, и в результате темпы роста резко снизились. В частности, обвал цен на нефть и резкое сокращение денежных переводов работников и иностранных инвестиций сдержали экономику региона. Вместе с тем недавнее улучшение мировой финансовой ситуации и повышение цен на биржевые товары содействуют восстановлению темпов экономической активности. Тем не менее последствия обвала цен на активы в регионе по-прежнему омрачают перспективы.

Таблица 6.7

Отдельные страны Ближнего Востока: реальный ВВП, потребительские цены и сальдо счета текущих операций (годовое изменение в %, если не указано иное)

Страны и группы стран

Реальный ВВП

Потребительские цены

Сальдо счета текущих операций

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Ближний Восток

6,2

5,4

2,0

4,2

11,2

15,0

8,3

6,6

18,1

18,3

2,6

7,9

Экспортеры нефти

6,0

4,9

1,3

4,2

11,8

15,8

7,0

6,3

21,5

21,8

4,0

10,4

Иран

7,8

2,5

1,5

2,2

18,4

25,4

12,0

10.0

11,9

6,7

3,0

3,6

Саудовская Аравия

3.3

4,4

-0,9

4.0

4,1

9,9

4,5

4,0

24,3

28,6

4,1

11,4

Объединенные Арабские Эмираты

6,3

7,4

-0.2

2,4

11.1

12.3

2,5

3,3

16,1

15,7

-1,6

5,2

Кувейт

2,5

6,3

-1,5

3,3

5,5

10.5

4,6

4,4

44,7

44,7

29,4

35,3

Машрек

6,8

7,0

4,5

4,4

9,1

12,3

13,0

7,5

-1,6

-2,7

-4,1

-4,4

Египет

7,1

7,2

4,7

4,5

11,0

11,7

16,2

8,5

1,9

0,5

-2,4

-2,8

Сирийская Арабская Республика

4.2

5,2

3,0

4,2

4,7

15.2

7,5

6.0

-3,3

-4,0

-3,2

-4,3

Иордания

8.9

7,9

3,0

4,0

5,4

14.9

0,2

4,0

-17,2

-11,3

-10,0

-8,8

Ливан

7,5

8,5

7,0

4.0

4,1

10.8

2,5

3,5

-6,8

-11,6

-11,3

-10,5

Израиль

5.2

4.0

-0,1

2,4

0,5

4,6

3,6

2,0

2,8

1,0

3,2

2,4

Источник: МВФ. Перспективы развития мировой экономики. Октябрь 2009 г. Вашингтон, 2009. С. 8; ООН. Обзор мирового экономического и социального развития. Нью-Йорк. Июнь - июль 2010 г.

Инфляция на Ближнем Востоке уменьшилась, когда рост экономики замедлился.

Во многих странах Ближнего Востока меры бюджетной политики благоприятствовали внутреннему спросу. В частности, страны - экспортеры нефти поддерживали высокий уровень государственных расходов, несмотря на резкое снижение доходов. Страны, имеющие бюджетные возможности, должны продолжать эти меры (выполняющие функцию, схожую с функцией автоматических стабилизаторов) для того, чтобы подъем обрел силу. Саудовская Аравия, имевшая значительные профициты государственных финансов во время нефтяного бума, реализует самую крупную программу бюджетных стимулов среди стран Группы-20. Однако странам с менее прочными бюджетными позициями потребуется сократить непроизводительные расходы, с тем чтобы избежать неприемлемой траектории долга. В рамках таких действий следует ограничить меры по субсидированию.

С конца 2010 г. этом регионе сложилась крайне неопределенная политическая ситуация в силу массовых выступлений против правящих режимов (Египет, Тунис, Йемен, Бахрейн, Сирия, Ливия). Поэтому прогнозировать экономическую ситуацию в этой группе стран достаточно сложно.