Постклассическая философия

К постклассической философии относятся философские учения XIX и начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы нового типа философствования. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", она обладает собственной ценностью и уникальностью. Достаточно сказать, что представителями этой "переходной" философии были Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, марксизм, позитивизм и прагматизм.

Общей характеристикой философских учений этого периода, пожалуй, за исключением марксизма, является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие более не отождествляется с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта. Постепенно изменяются взгляды и на природу человека, он не рассматривается как существо разумное во всех своих проявлениях, теперь в философии личность предстает во всем богатстве жизненных воплощений, разумных и эмоциональных, интуитивных и инстинктивных.

Создатель философии воли Артур Шопенгауэр сущность жизни и человека обнаруживает в воле, поэтому его концепцию называют волюнтаризмом. Шопенгауэр утверждает, что ничем не ограниченная мировая воля порождает все события и явления мира, и при этом сама воля не имеет основы, она есть бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, он не может вырваться из круга желаний. Единственный способ ослабить желания, по мысли Шопенгауэра, это бесцельное и беспредметное созерцание. Такое созерцание возможно в искусстве, которое не подчинено практическому интересу, т.е. бескорыстно и бесцельно.

Идеи Шопенгауэра получили продолжение в философии воли Фридриха Ницше, в концепции творческой эволюции Анри Бергсона и в академической философии жизни Вильгельма Дильтея. Все эти философы отказались понимать бесконечное, разумное бытие в качестве исходной философской категории и заменили его понятием "жизнь". В отличие от неподвижного, умопостигаемого бытия жизнь есть спонтанный поток, вечное становление без цели, которое невозможно познать и зафиксировать в рациональных понятиях. Познавать жизнь с помощью рассудка бессмысленно, интеллект беспомощен перед бесконечным изменением, его место должны запять инстинкт и интуиция.

Философия жизни представляет собой радикальную попытку преодолеть механистическое понимание мира и человека, которое к середине XIX в. особенно явно обнаружило свою несостоятельность. Философия жизни оказала серьезное влияние на последующее развитие западной философии и культуры в целом. Ее идеи можно найти в философии истории Освальда Шпенглера, в концепциях философов-экзистенциалистов, в литературном творчестве Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Райнера Мария Рильке, Германа Гессе и др.

Философия диалектического и исторического материализма (марксизма) сложилась в середине XIX в. И связана с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В марксизме по-новому переосмыслены проблемы истории, природы человека, особенностей его познания и предложен всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Марксизм понимает философию как инструмент преобразования общества на гуманистических началах и, таким образом, является прямым продолжением идей Просвещения. Главным достижением марксизма является материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории[1]. Дальнейшее развитие марксизм получил в советской философии, которая, с одной стороны,

проясняла основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой – пыталась приспособить некоторые идеологические догмы марксизма к новым историческим условиям.

Позитивизм сложился в 40-е гг. XIX в., его основоположником является Огюст Конт. Классическому взгляду на философию позитивизм противопоставил новый взгляд – философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. По мнению Конта, прежняя философия представляет собой необъективное знание о несуществующих вещах, а новая позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от любых признаков метафизичности. Вывод Конта: никаких философских законов в мире нет, поэтому философия не может самостоятельно познавать реальность, а поиски последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия – таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествознания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире.

Историю человеческого духа Огюст Конт делит на три стадии:

теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью сверхъестественных законов и сущностей;

метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции, на этой стадии как раз и появляется философия;

позитивную, на которой человечество приходит к объективным, научным объяснениям закономерностей природы.

Позитивизм отождествил всю науку только с естествознанием, а все знание с научным, и не просто сузил сферу философии, но уничтожил ее вместе со всеми мировоззренческими вопросами и размышлениями о смысле жизни и первопричинах. В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм сложился в середине XIX в. и связан с именами Огюста Конга, Герберта Спенсера и Джона Милля. Второй позитивизм или эмпириокритицизм появился на рубеже XIX и XX вв. и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой – воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII в.[2] Второй позитивизм связан с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Третий позитивизм сложился в 20-е гг. XX в. и называется неопозитивизмом. Его представителями являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.

Прагматизм сложился в 70-е гг. XIX в. и представляет собой вклад американской культуры в философию. Представители прагматизма Уильям Джеймс, Джон Дьюи и Чарльз Пирс переориентировали внимание философии на практический мир. Главная тема прагматизмакак возможен успех и что для него необходимо, а в центре внимания этой философииличность и ее повседневные проблемы. Прагматизм возрождает античное понимание философии как любви к мудрости, но в отличие от древней философии он ориентируется не на мудреца-философа, а на обычного человека. Объявив прежнюю философию абстрактной и созерцательной, американские философы выдвинули свою программу, в результате выполнения которой философия должна превратиться в метод разрешения повседневных жизненных проблем. Центральное понятие прагматизма – опыт, он складывается в ходе жизни человека, в его повседневных действиях и поступках и поэтому, так же как и жизнь, опыт никогда не бывает завершенным. Любой опыт связан с риском, поэтому задача философии помочь человеку правильно рисковать и достигать поставленных перед собой целей. Прагматисты утверждают, что поиск абсолютной устойчивости и гарантий тщетен, но человек может становиться все более успешным, он может меняться и менять реальность вокруг себя. Вера – самое позитивное состояние духа, ведущее к действию. Но прагматизм имеет в виду не только и не столько религиозную веру, сколько доверие к миру и уверенность в успехе. Мышление ценно не само по себе, а как инструмент действия, с помощью которого человек приспосабливается к миру, т.е. любое знание имеет смысл и ценность, только если служит действию. Знание истинно, если основанное на нем действие оказалось успешным, соответственно знание, не ведущее к успеху, бесполезное и ложное, что для прагматизма одно и то же. Философия прагматизма стала своеобразной идеологией американского общества, нацеленного на успех. Пафос прагматизма вполне созидателен, он ориентирует на свободное и ответственное действие, которое меняет реальность и приводит к жизненному успеху.