Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд

Основные правила поставки товаров для государственных нужд и муниципальных нужд определены ГК РФ. Общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами признаются потребности Российской Федерации и государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации и государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения ее международных обязательств, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребностей субъектов РФ и государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и государственных заказчиков. Поставки продукции (выполнение работ, услуг) для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, для региональных нужд – за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий (переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ), функций и полномочий муниципальных заказчиков.

По государственному (или муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Государственный (муниципальный) контракт заключается на основе заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, принятого поставщиком (исполнителем).

Для государственного (муниципального) заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным. Заключение государственного (муниципального) контракта для поставщика (исполнителя) является обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным (муниципальным) заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного (муниципального) контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

В государственный (муниципальный) контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом.

Размещение заказа может осуществляться:

• путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме);

• без проведения торгов (путем запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещения заказа на биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом в соответствии с нормами федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Алгоритм заключения договора поставки товаров для государственных нужд в случае, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком определенному государственным заказчиком потребителю, представлен на рис. 6.2. Процесс заключения договора поставки товаров для муниципальных нужд имеет аналогичный алгоритм.