Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд

Поставка товаров для публичных нужд является одним из традиционных институтов гражданского права. В отечественной практике данная разновидность договорных отношений используется уже более 200 лет. Ранее она именовалась подрядом, а первое положение о казенных подрядах — поставках было разработано в России задолго до издания Свода гражданских законов в 1833 г.[1] В наши дни договоры на поставку товаров для публичных нужд получили широкое распространение во всем мире. В качестве яркого примера страны, где активно развивается применение государственных контрактов, можно назвать Соединенные Штаты Америки. Правовое регулирование поставки товаров там осуществляет Федеральная контрактная система.

Поставке товаров для публичных нужд в отечественной экономике отводится большая роль. Именно благодаря данной договорной конструкции государство выполняет большинство своих функций, обеспечивает свои нужды и потребности общества. Именно посредством заключения государственных контрактов поддерживается необходимый уровень обороноспособности и безопасности Российской Федерации, формируется материальный резерв, материальные ценности которого используются для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, для оказания гуманитарной помощи и т.д.[2]

Правовое регулирование отношений поставки в данной сфере осуществляется на основе общих положений ГК РФ о поставке товаров и ряда Федеральных законов от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", а также на основе БК РФ и ряда других законов и подзаконных актов РФ. При этом необходимо отметить, что гражданское законодательство применяется здесь наряду с бюджетным, но нормы ГК РФ обладают приоритетом. Таким образом, обеспечивается гражданско-правовое регулирование отношений по поставке товаров для государственных нужд, которое в наибольшей степени соответствует требованиям рыночной экономики[3].

Важное значение в регулировании данных отношений на стадии заключения договора имеют нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данный Закон не дает определения государственным и муниципальным нуждам. Согласно прежнему законодательству государственные нужды — это обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (т.е. федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (т.е. нужды субъектов РФ).

В свою очередь, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Субъектами данного договора на стороне покупателя выступают:

— государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки;

- муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Поставщиками могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Государственный или муниципальный контракт заключается всегда с одним лицом — победителем размещения заказа. Однако в случае размещения заказов на поставку технических средств реабилитации инвалидов, па оказание услуг в сфере образования или услуг, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением, для государственных или муниципальных нужд можно заключить контракт с несколькими поставщиками. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме обозначенных субъектов на стадии размещения заказа в отношениях может принимать участие третье лицо — специализированная организация. В качестве таковой может выступать юридическое лицо, привлеченное для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт. Такая организация занимается разработкой конкурсной документации, документации об аукционе, опубликованием и размещением извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направляет приглашения принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, а также осуществляет иные связанные с обеспечением проведения торгов функции.

При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.

Кроме особых субъектов, поставка товаров для публичных нужд отличается также прозрачностью проведения конкурсов на размещение заказов. Этому способствует осуществление процедуры контроля, порядок проведения которой утвержден приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2000 г. № 130 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд". Па основании постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является ФАС России.

Особенности контрактов на поставку товаров. Контракты на поставку товаров для публичных нужд являются особыми гражданско-правовыми договорами и обладают определенной совокупностью отличительных признаков.

Во-первых, их правовой предпосылкой являются целевые программы (федеральные, региональные или муниципальные), которые продолжают свое действие в течение всего срока действия контрактов[4].

Во-вторых, среди его существенных условий закон называет предмет, цену, а также условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Так, согласно ч . 2 ст. 34 Закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок-исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, установленных в ст. 95 Закона.

В-третьих, в отличие от иных видов гражданско-правовых договоров условия государственного контракта не могут быть изменены по соглашению сторон. В одностороннем порядке стороны могут изменить условия контракта лишь в случаях, определенных Законом. Исполнение контракта со стороны заказчика в большинстве случаев осуществляется за счет бюджетных средств, что обусловило участие в правоотношении государственных органов и юридических лиц публичного права.