Послевоенный порядок в Восточной Азии и "сверхдержавы".

Как уже отмечалось, в ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) было принято решение об удовлетворении территориальных претензий СССР к Японии. К Советскому Союзу должны были отойти Южный Сахалин и Курильские острова. Интересы Москвы в регионе, однако, простирались куда дальше. Советское руководство опасалось возможности японского реванша. Отсюда — попытка установить прямой территориальный контроль над "Страной восходящего солнца". В своем послании президенту Г. Трумэну от 16 августа 1945 г. И. В. Станин предложил включить остров Хоккайдо в советскую зону оккупации Японии. На эту советскую инициативу, однако, последовал отказ американской стороны (19 августа). Взвесив все "за" и "против", советский лидер принял решение отказаться от осуществления уже подготовленной операции по захвату Хоккайдо.

Москве пришлось смириться с тем, что оккупацию Японских островов будут осуществлять исключительно американские вооруженные силы. В декабре 1945 г. на Московском совещании глав внешнеполитических ведомств СССР, США и Великобритании было решено создать Дальневосточную комиссию по Японии (ДВК) с участием одиннадцати стран США, СССР, Великобритании, Китая, Австралии, Канады, Индии, Франции, Голландии, Новой Зеландии и Филиппин[1]. Штаб-квартира ДВК располагалась в Вашингтоне. Комиссия, в качестве директивного органа, должна была вырабатывать политическую линию, принципы и общие основания политики союзников по отношению к Японии при единогласии СССР, США, Англии и Китая. Рекомендации ДВК были обязательны для американского командования в Японии, но в случае возникновения срочных вопросов американское правительство могло давать временные директивы Главнокомандующему союзными войсками в Японии.

Был создан и Союзный совет для Японии с местопребыванием в Токио в составе представителей СССР, США, Англии и Китая. Главнокомандующий союзными оккупационными войсками в Японии генерал Дуглас Макартур обладал всей полнотой исполнительной власти в Японии, но был обязан консультироваться с членами совета относительно всех принципиальных вопросов. Однако еще до создания этих контрольных органов американские власти издали директивы по капитуляции, разоружению, демобилизации, демократическим реформам. В духе этих директив ДВК приняла директивы, предусматривавшие демократизацию и демилитаризацию Японии: о наказании военных преступников (3 апреля 1946 г.), о новой конституции Японии (2 июля 1946 г.), о реституции награбленной собственности (18 июля 1946 г.), о принципах организации японских профсоюзов (6 декабря 1946 г.), а также директивы "Основная политика в отношении Японии после капитуляции" (19 июля 1947 г.), "Сокращение военно-промышленного потенциала Японии" (14 августа 1947 г.) и др.

Политическая инициатива в Японии, таким образом, принадлежала Соединенным Штатам; советской стороне, как, впрочем, и остальным членам ДВК и Союзного совета, отводилась сугубо совещательная роль. Впрочем, и в вопросе выработки мирного договора с Японией Вашингтон прочно удерживал инициативу в своих руках. 11 июля 1947 г. американская сторона направила памятную записку Советскому правительству, в которой предлагалось созвать 19 августа конференцию одиннадцати держав — членов ДВК — по мирному договору с Японией. В ответной ноте (22 июля 1947 г.) Москва заявила, что этой работой должен заниматься С МИД, где советская сторона имела более прочные позиции.

В Вашингтоне, однако, разгадали игру советского руководства — затягивать до бесконечности решение "японского" (как, впрочем, и "германского") вопроса. 26 октября 1950 г., т.е. в разгар войны в Корее Джои Фостер Даллес вручил представителю СССР при ООН Якову Александровичу Малику меморандум по вопросу о мирном договоре с Японией. В меморандуме затрагивались вопросы о статусе отторгнутых у Японии после войны территорий (Тайвань, Пескадорские острова, Южный Сахалин, Курилы), об американской опеке над островом Рюкю и об американских войсках на территории Японии. Два месяца спустя, 28 декабря 1950 г. последовал новый меморандум Вашингтона Москве, в котором американская сторона недвусмысленно высказывалась против того, чтобы предоставить СССР право до бесконечности откладывать вопрос о выработке мирного договора по Японии.

29 марта 1951 г. американская сторона довела до сведения Москвы свой предварительный проект мирного договора с Японией. Стремясь добиться согласия советской стороны с данной инициативой, Вашингтон соглашался включить Южный Сахалин и Курилы в перечень территорий, возвращаемых Японией. Эти надежды, однако, оказались тщетными: 7 мая советское министерство иностранных дел ответило на этот американский демарш своими "Замечаниями правительства СССР по поводу проекта США мирного договора с Японией". Советская сторона отвергала американский проект договора на том основании, что последний содержал неприемлемые для Москвы положения, а именно: американская опека над Рюкю и Бонином, американские войска в Японии, отсутствие упоминания КНР в тексте проекта. В "Замечаниях..." советская сторона реанимировала предложение о созыве СМИД.

Вашингтон отклонил советские "Замечания...". 4—8 сентября 1951 г. состоялась Конференция в Сан-Франциско. Советская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел СССР А. А. Громыко приняла участие в конференции. При этом она приехала в Сан-Франциско не с пустыми руками, а с поправками, содержащими запрещение Японии вступать в какие-либо коалиции против тех держав, которые принимали участие в войне против Японии, а также предложение о выводе всех оккупационных войск из Японии. Эти советские поправки к тексту договора были отклонены, и 8 сентября 1951 г. были подписаны Саи-Францисский мирный договор и Японо-американский договор безопасности, по которому США получали возможность держать свои войска в Японии. Мирный

договор с Японией не подписали такие ведущие азиатские державы, как СССР, КНР и Индия.

Сан-Францисский договор положил конец состояниям войны между Японией и подписавшими его странами и зафиксировал восстановление суверенитета страны и прекращение оккупационного режима. Корея признавалась независимым государством. Япония отказывалась от прав на принадлежавший ей с 1894 г. китайский остров Тайвань. Кроме того, Япония отказалась от прав и право оснований на Южный Сахалин, Курильские острова, а также острова Пэнхуледао, Сиратли, Парасельские острова и бывшие японские подмандатные территории в Океании. Однако в тексте не было сказано, в чью пользу японская сторона отказалась от этих островов. Вследствие этого, в частности, в мирном договоре не были подтверждены права Советского Союза па фактически перешедшие к нему территории Южного Сахалина и Курил.

Кроме того, Япония согласилась на оккупацию и передачу под временное управление Соединенных Штатов японских островов Рюкю (с главным островом Окинава) и Бонин, а также ряда других мелких островов. Стабилизация международного положения Японии, безусловно, способствовала началу экономического бума в этой стране, преодолению катастрофических последствий Второй мировой войны для японской экономики. Так, в 1956 г. ВВП Японии вырос (в текущих ценах) на 12,6%, а в 1957 г. па 15,2%.

Экономические успехи Японии укрепляли и американские позиции в этой стране. 25 апреля 1952 г. американское правительство в одностороннем порядке заявило о ликвидации ДВК.