Послевоенная проза: проблематика и жанры

Я всегда видел в любви силу, стремящуюся оправдать рождение жизни, гармонизировать ее, источник силы, которому жизнь должна приказать, чтобы стать лучше.

Т. Уайлдер

В первые послевоенные десятилетия (1940–1960-е гг.) продолжали активно трудиться и добиваться высших достижений некоторые крупные художники, заявившие о себе еще в 1930-е гг. Среди них Торнтон Уайлдер, Роберт Пенн Уоррен, Джон Чивер, Джон О'Хара, классик фантастики Рэй Бредбери. Каждый из них самобытен, а их лучшие романы вписаны в историю американской прозы минувшего столетия.

Тортон Уайлдер: "гобелен со сложным узором"

Вскоре после войны Торнтон Уайлдер (1897–1975), прозаик, критик, драматург, автор знаменитой пьесы "Наш городок", создает свой широко известный роман "Мартовские иды" (1948), в центре которого Юлий Цезарь, одна из мифологизированных фигур, – не только привычный жанр – исторический роман, а то, что автор назвал "фантазией о некоторых событиях и персонажах последних дней Римской республики". Наряду с Цезарем в романе действуют другие известные исторические личности: Клеопатра, Юний Брут, Антоний, Цицерон, Катулл. Документальную окраску придает произведению "интеграция" в текст большого количества дневников, писем, всякого рода документов, производящих впечатлений подлинных, но на самом деле они – плод тонкой историческо-культурной интуиции писателя и искусства стилизации. Подлинны только стихи Катулла. Юлий Цезарь, мужественный, твердый, иногда сомневающийся, не лишен слабостей. Поистине, ничто человеческое ему не чуждо. Полководца не покидает осознание трагизма человеческого удела. Позиция романиста – эго точка зрения философа, взирающего на "шутовской хоровод жизни". Историю Уайлдер характеризует с помощью метафоры: "гобелен со сложным узором". Панорамный по охвату другой его знаменитый роман "День восьмой" (1967) – это своеобразный жанровый синтез: и семейная сага, и историческая хроника, и философский роман с элементами детектива. Действие в романе происходит на рубеже XIX–XX вв. в больших и малых городах Америки, в том числе в Чикаго.

Роберт Пенн Уоррен: "Вся королевская рать"

Еще один ветеран межвоенной эпохи – "южанин" Роберт Пенн Уоррен (1905–1989), оставил внушительное разножанровое литературное наследие. Романист, поэт, историк, критик, теоретик литературы, он сочетал художественную деятельность с преподаванием в ряде американских университетов. Как литературовед Уоррен был одним из ведущих практиков и теоретиков новой критики. Среди его литературоведческих трудов выделяется книга "В честь Теодора Драйзера" (1971), приуроченная к 100-летию со дня рождения автора "Американской трагедии".

Роман Уоррена "Вся королевская рать" (1946) – одно из наиболее заметных явлений послевоенной американской прозы.

Прототипом главного героя Вилли Старка послужил Хьюи Лот (1893–1935), видная фигура на политическом небосклоне США, откровенный популист, выступавший в роли поборника прав "простых людей" и даже призывавший к "разделу богатств". В 1935 г. на взлете своей карьеры был убит политическим противником. Реальные исторические факты обогащены творческой фантазией Уоррена.

Действие в романе происходит в 1920–1930-е гг. на Юге США. Героем-повествователем выступает Джек Верден, журналист и историк. Он хроникер и одновременно участник событий. На первых порах Старк, будучи казначеем штата, пытается творить добрые дела. Для многих он свой человек, рубаха-парень. Не спешит внедряться в высшие эшелоны власти, выжидает. За ним закрепляется имидж честного человека.

Когда Джек Верден встречается с ним в 1930 г., Вилли Старк уже в губернаторском кресле. Однако в этой должности Вилли Старк не столько радеет о благе граждан, сколько плетет интриги, цель которых – усилить собственные позиции. Одна из жертв Старка – судья Ирвин. Человек авторитетный, он поддерживает на выборах в сенат Макмерфи, фигуру Старку не угодную. Соперник Старка на выборах в сенат, Макмерфи наносит удар губернатору, избрав предметом мести сына Старка, Тома. Старку ясно: скомпрометировать задумали не сына, а отца. Чтобы избавиться от этой неприятности, Старк намерен прибегнуть к подкупу, но не успевает выполнить свой план.

В дальнейшем события приобретают исключительную остроту. Преданная хозяину и влюбленная секретарша Сэди Берк переживает муки ревности. Ей удается завязать сложную интригу, в результате которой Адам Стэйтон убивает Старка, а сам гибнет от руки его телохранителя Рафинада. В итоге в губернаторском кресле оказывается Крошка Дафи, человек из "рати" хозяина, тайно метивший на место своего босса.

За сюжетными перипетиями – философский подтекст романа. Герой-повествователь, лицо близкое автору, не устает размышлять над смыслом бытия, которое уподобляется паутине, причудливому сочетанию добра и зла, низости и великодушия, темного и светлого. Эти контрастные черты дают себе знать едва ли не в каждом человеке. Присущи они и Вилли Старку: он поставил свое "я" выше закона. Но успех испортил его, а властолюбие вступило в конфликт с первоначально добрыми намерениями. В Советском Союзе роман был не только популярен, но и экранизирован (режиссер Михаил Козаков).

Уоррен неизменно проявлял особый интерес к событиям прошлого (романы "Сборища ангелов", 1955; "Дебри", 1961, действие которых происходит в период Гражданской войны). В последнем романе "Прибежище" (1977) Джек Тьюксбери, историк, занимающийся Средневековьем, стремится уловить закономерности исторического процесса и их воздействие на человеческие судьбы. Уоррен, ставший классиком при жизни, работал до последнего дня, вступив в девятое десятилетие, выпустил два тома стихов. В них проявились его философский склад ума, склонность к яркой метафорической манере.