Послесловие автора

Однажды студентка факультета финансового менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ задала вопрос профессору кафедры прикладной психологии: "Зачем нас здесь заставляют учить математический анализ, философию и еще какие-то социальные и гуманитарные науки? Ведь в нашей работе этого не требуется... Наша задача – эффективно управлять финансами, направлять их в те области, которые нужны государству и бизнесу..." Было заметно, что вопрос действительно волнует девушку, поэтому профессору пришлось придумать ситуацию, в которой гуманитарные знания и высшая математика необходимы финансисту.

"Представьте, – сказал профессор, – что вы государственный чиновник, принимающий решения, например, о финансировании научных проектов. Перед вами два человека. Фамилия первого – Эйнштейн. Он принес вам лишь несколько страниц математических уравнений под названием “Общая теория относительности”. Он не имеет больших ученых степеней, званий, многотомных трудов и занимает скромную должность эксперта, скажем, в какой-либо организации, выдающей патенты на изобретения.

Второй претендент имеет множество научных званий, занимает крупные руководящие должности. Его фамилия вам ничего не говорит, но она значится на титульных листах десятка толстых книг, сотен статей и нескольких диссертаций. В его трудах детально обосновывается “идея значения современной науки для современной практики” или что-то в этом роде. С точки зрения чиновника, незнакомого с высшей математикой и не обладающего широкими гуманитарными знаниями, деньги нужно отдать второму претенденту, так как он имеет все формальные основания для получения государственного финансирования.

Или такой вариант. Приходят к вам два человека и просят профинансировать их проекты. Один, по фамилии Лысенко, предлагает замораживать семена растений, вырабатывая у них устойчивость к холоду, некий “иммунитет”, и обещает выращивать апельсины на Северном полюсе. Другой, по фамилии Гаряев, предлагает вложить деньги в новую науку, которую он называет “лингво-волновой генетикой”, и обещает обеспечить телепатическую связь с космосом без проводов или лечение рака по фотографии.

Что вы сделаете, если не обладаете соответствующей компетенцией и не способны отличить гения от псевдонаучного графомана? Печальнее всего, что вы даже не заметите ошибки, которую совершите, если примите неверное решение, и, возможно, тем самым на долгие годы приостановите развитие цивилизации. Талантам надо помогать, а для этого нужны весьма обширные знания в области естественных, социальных, гуманитарных наук, а также философии и математики, ибо люди с высоким уровнем активности и узким кругозором социально опасны".

Практика показывает, что студент-экономист первого курса бакалавриата редко имеет полноценное представление о том, какие психологические знания ему понадобятся в жизни, в том числе в будущей профессии. Работодатели, желающие получить в свою организацию хорошего и грамотного работника, также зачастую не имеют понятия о том, чему именно нужно обучать будущих специалистов, поскольку сами недостаточно знакомы с современной психологией как системой научных знаний. Вот почему сегодня изучать психологию должны все: и студенты, и преподаватели, и работодатели. Причем психологическая подготовка молодых сотрудников не должна ограничиваться овладением простейшими практическими навыками. Ведь в процессе стремительного развития науки, техники и технологии специалист должен быстро овладевать новыми для пего видами деятельности, постоянно следить за научными разработками, уметь формулировать и эффективно решать проблемы в условиях изменения конъюнктуры рынка и пр.

Собственно, в этом и состоит психологический смысл основного критерия оценки квалификации современного специалиста – его компетентности – критерия, который был выработан в рамках Болонского процесса. Это означает, что работник, помимо выполнения традиционных профессиональных операций, должен уметь творчески решать новые, нестандартные задачи. Ведь именно в оригинальности и нестандартности мышления человека скрывается источник эффективной конкуренции во всех отраслях современной деятельности (особенно в экономике), а также источник развития цивилизации в целом.

Как показывает многолетний опыт преподавания психологии, любые практические задачи на деле невыполнимы без теоретических научных знаний, без глубокого понимания механизмов и фундаментальных законов возникновения тех или иных психологических явлений. Ведь в науке психологии необходимые профессиональные знания зачастую не могут быть формализованы и представлены студенту в предельно стандартизованной дидактической форме. Они требуют от студента накопления собственного профессионального и жизненного опыта, его постоянной работы над собой и своими представлениями о жизни и профессии. Психология очень быстро меняется, и это необходимо учитывать в процессе ее преподавания.

* * *

В заключение автору хотелось бы выразить ряд благодарностей тем людям, которые способствовали написанию учебника. Прежде всего хочу выразить признательность ректору Финансового университета, доктору экономических наук М. А. Эскиндарову – за поддержку направления исследований кафедры прикладной психологии и обеспечение ее необходимым научным оборудованием для проведения исследований; директору Института психологии РАН профессору А. Л. Журавлеву – за возможность обсуждать научные идеи учебника в рамках научного психологического сообщества. Считаю также необходимым поблагодарить студентку Финансового университета при Правительстве РФ Лену Малышкину – за подготовку ряда иллюстраций к учебнику; заведующую кафедрой психологии маркетинга и рекламы Московского института психоанализа, кандидата психологических наук Ольгу Владимировну Гордякову – за помощь в подготовке материалов учебника к печати и полезные советы по его оформлению. Хочется сказать добрые слова в адрес моих учителей – преподавателей факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова профессоров Алексея Михайловича Матюшкина, Блюмы Вульфовны Зейгарник, Олега Константиновича Тихомирова и др. Кроме того, считаю необходимым поблагодарить коллектив кафедры прикладной психологии Финансового университета при Правительстве РФ за поддержку научной позиции автора и его идей, представленных в данном учебнике.