Послешкольный период

1. Системное мышление и видение проблем у женщин отсутствует. Женщина никогда не изобретет самолет, но прекрасно скопирует его детали по готовым образцам.

2. Все научные открытия сделаны мужчинами.

3. В сфере новых информационных технологий женщинам отведена роль операторов.

4. Лучшие повара, портные и даже няни – мужчины.

5. Женщины в два раза чаще, чем мужчины, страдают депрессией.

6. Три четверти всех случаев мигрени приходится на долю женщин.

7. Мужчины, когда их прерывают, смущаются довольно редко и спокойно продолжают излагать начатую мысль.

8. Бесстрастность и полное спокойствие – маска, за которой мужчина прячет свои чувства. Это позволяет ему чувствовать себя хозяином в любой ситуации.

9. Женщины в три раза чаще пользуются телефоном и говорят в среднем на 20 минут дольше мужчин, которые кончают общение в среднем за шесть минут.

10. Суставы у женщин обладают большей подвижностью и гибкостью.

11. Женщины чаще любят сладкое, мужчины – соленое.

12. Среди пациентов психиатрических клиник зрелого возраста вдвое больше мужчин.

13. Мужчины больше подвержены стрессам, срывам, у них более слабая гормональная защита. Среди мужчин больше суицидов.

14. Среди страдающих сезонной депрессией 85% составляют женщины.

15. Цель женщины при разговоре – сам разговор, цель мужчины – решение проблемы.

16. Мужчины более разговорчивы, чем женщины, особенно перед аудиторией. Вообще, мужчины охотнее говорят сами, нежели слушают собеседника.

17. Мужчина обычно слушает внимательно только в течение 10–15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, что бы добавить к предмету разговора.

18. Когда говорят двое мужчин или две женщины, то частота перебивания ими друг друга примерно одинаковая, но когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчине свойственно перебивать женщину в два раза чаще.

19. Примерно 1/3 общения женщина собирается с мыслями, пытаясь восстановить то направление разговора, которое было в тот момент, когда ее перебили.

20. В отличие от женщины мужчина чаще ориентирован на восприятие деталей, а не на весь образ в целом.

21. Мужчины чаще видят различия, а женщинам ближе видение сходства.

22. Женщины в основном ориентированы на настоящее, мужчины чаще планируют будущее.

23. У мужчин доминируют отрицательные эмоции и контроль над ощущениями, в отличие от женщин, живущих своими ощущениями, переживаниями, при отсутствии контроля над ними.

24. Мужчины принимают решения самостоятельно, женщины обращаются за советом. В последнее время ситуация меняется, что говорит о некоторой феминизации мужчин, рожденной современным воспитанием.

25. Сопротивляемость женского организма алкоголю гораздо слабее, чем мужского, потому что ферменты, разлагающие алкоголь, у женщин вдвое менее активны, чем у мужчин.

26. Подолгу оглядывать себя в зеркале любят 59% женщин и 44% мужчин.

27. Мужчины предпочитают красный цвет, женщины – голубой.

28. Женский организм реже подвергается атеросклерозу, так как эстрогены сдерживают сужение кровеносных сосудов и облегчают удаление из печени холестерина. Мужчины, не имея такого защитника, вдвое чаще получают инфаркты.

29. Женщина-водитель безопаснее для окружения, она гораздо аккуратнее ведет себя за рулем.

30. Жизненные интересы женщины богаче и разнообразнее, мужчины круг своих интересов ограничивают в основном работой, политикой,спортом.

31. Женщины чаще говорят от первого лица ("я"). Мужчины предпочитают безличную форму.

32. На 10 осужденных приходится девять мужчин.

33. Четверо из пяти заикающихся – мужчины.

34. Четверо из пяти токсикоманов – мужчины.

35. На красивых представителей противоположного пола обращают внимание 56% мужчин и лишь 27% женщин.

36. За свою жизнь мужчина поглощает 25 тонн пищи и 37 тыс. литров различных жидкостей, а женщина – 22 тонны пищи и 33 тыс. литров жидкостей.

37. Счастливую семейную жизнь поставили на первое место в своей шкале ценностей 87% мужчин и лишь 52% женщин.

38. Хранят 48% мужчин и только 22% женщин.

39. На бессонницу жалуются 42% мужчин, 23% из них принимают снотворное.

40. Ухудшение слуха у мужчин начинается с 32 лет, у женщин – с 37.

41. Зрение падает у женщин с 35 лет, у мужчин – с 45.

42. Женщины чаще страдают кариесом зубов.

43. В руках женщин 69% семейного бюджета.

44. Облысение – проблема мужчин. У женщин же после выпадения волос, как правило, вырастают новые.

45. Женщины на поддержание своего здоровья тратят денег на 20% больше, чем мужчины, и болеют чаще, хотя и в более легкой форме.

46. Женщины составляют лишь пятую часть зрителей на стадионах, меньше интереса проявляют к спортивным телепередачам.

47. Современная российская женщина слишком перегружена: 86% женщин после работы принимаются за уборку в доме, 79% занимаются детьми, 96% – стиркой.

48. Женщины чаще, чем мужчины, просыпаются ночью (44 и 29% процентов соответственно), им чаще снятся кошмары.

49. Мужчины в три раза чаще пытаются покончить жизнь самоубийством.

50. Женщины чаще выступают инициаторами разводов.

51. До конца выжимают тюбик зубной пасты 38% женщин и только 18% мужчин.

52. Пульт дистанционного управления телевизором в руках держат 55% мужчин и только 34% женщин.

53. Считают, что от жизни надо получать как можно больше удовольствий, 72% женщин, такой же позиции придерживаются 45% мужчин.

54. С первой попытки могут поставить свое авто у самого бордюра 82% мужчин и только 22% женщин. Тест на въезд в пустой парковочный бокс почти такой же – 71 к 23%.

Такие далеко еще не полные и, может быть, еще не во всем верные представления о гендерных различиях, подталкивают к выводам, которые в старинной педагогике считались естественными и не вызывали сомнений: девочек и мальчиков следует готовить к выполнению предписанных им функций и предназначенных ролей, опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанные с этим особенности развития и формирования. Современная образовательно-воспитательная система нарушает эти предписания по многим важным позициям:

– обучает всех одинаково, преимущественно по "правополушарному способу";

– предлагает для изучения одинаковые курсы и предметы в одних и тех же объемах, на одинаковых уровнях;

– осуществляет учебный процесс преимущественно по репродуктивной схеме;

– не учитывает гендерные особенности восприятия и обработки информации;

– не готовит к выполнению предписанных природой ролей и функций в жизни;

– не дифференцирует воспитательный процесс.

Короче говоря, гендерные различия как естественная основа достижения более высоких результатов развития или совсем не учитываются, или учитываются явно недостаточно. Далеко ушли бы спортивные тренеры, если бы мальчиков и девочек готовили к достижению высоких результатов одинаково и в общих группах. При совместном обучении и воспитании теряются потенциальные возможности и мальчиков, и девочек. Впрочем, ни для кого не секрет, что мальчики страдают больше. Больше отличников обычно среди девочек, медалистов – тоже, учеников "примерного поведения" среди мальчиков можно пересчитать по пальцам в любой школе. Мальчики в современных школах имеют менее благоприятные условия для развития их мужских достоинств. В прессе уныло констатируется, что процент мужчин с высшим образованием у нас в стране ниже, чем женщин, что мужчины имеют более низкий уровень общего развития, чем прекрасная половина общества.

Как это может быть? История свидетельствует однозначно: наука и культура во все времена и века создавались в основном мужчинами. Их мозг лучше приспособлен для управления логикой жизни. Древние давали дельный совет – каждому свое. Негоже мужчине соревноваться с женщиной, негоже и женщине посягать на мужские занятия. Пусть грации выбирают свою "мисс", а мужчины дерутся на футбольных полях.

Нисколько не умаляя достоинств прекрасной половины общества, осыпая женщин заслуженными комплиментами и пожеланиями трудиться еще лучше, а также заверениями, что мужчины с удовольствием уступят им все посты и сферы деятельности, чтобы с удовольствием предаться своему любимому занятию – ничегонеделанию, пьянству и чревоугодию, заметим, что аномалии в гендерном подходе и к воспитанию, и к общественному распределению труда налицо. Если это и знаменует наступление эры матриархата, то понять происходящие перемены нам пока трудно.

Школа всегда стояла на учителе. Еще не так давно ни у кого не было сомнения, что этот учитель – мужчина. Даже в женских гимназиях учительствовали только мужчины. Считалось, и не без оснований, что воспитательная роль женщины иссякает к семилетнему возрасту ребенка, после чего мальчика следовало вручать в крепкие мужские руки. Сегодня в отечественной системе образования трудится 92% женщин. Пусть они и стали, просим прощения, "мужеподобными", получив современное "бесполое" воспитание, имеют равные с мужчинами и даже большие права, в сущности своей они остались женщинами с их логикой, направленностью ума, способами ведения хозяйства. Для воспитания юношей в наше непростое время, требующего ума, мужества, силы, самостоятельности, женских качеств школьных учительниц недостаточно. В школу нужно вернуть мужчину.

Если с этим призывом все более или менее согласны, то с основным вопросом – следует ли разделять мальчиков и девочек и вести их раздельное воспитание – согласны далеко не все. Революции не предлагает никто, понимая ее несбыточность. Распространяется так называемая "половинная" точка зрения – что-то поменять, но не слишком радикально: "Искусственное разделение учащихся по половому и гендерному признакам, на наш взгляд, неразумно (см. работы психологов на тему социализации подростков), но учитывать особенности пола и реалии современного образования необходимо (например, наличие специальных классов – кадетских, профильных, профессиональных, спортивных, хореографических). С этой точки зрения "гендерное", с учетом различий и связанных с этим особенностей (восприятия, познания, усвоения и т.п.), преподавание ряда дисциплин – вполне актуально и возможно", – пишет Р. Сабиров.

Чувствуя государственную проблему большой важности и понимая, что так просто ее не решить, теоретики и практики предлагают различные варианты. Своими мыслями по этому поводу только за последние два года поделились больше учителей, чем за весь советский период совместного обучения мальчиков и девочек. Р. Сабиров обозначил и выход из ситуации, который можно упрощенно описать так: женщина в школе остается, но ей надо придать еще больше "маскулинных" (т.е. мужских) качеств. Начинать нужно с самодиагностики гендерного фактора

у самого учителя. Ему следует научиться применять свои природные качества в совместной работе с учениками трех гендерных типов – мальчиков, девочек и некоего бесполого существа – андрогина. Такой педагог-профессионал, знающий гендерную психологию и педагогику, сможет добиться соотношения в себе маскулинности, феминности, андрогинности, которое позволит ему наилучшим образом соответствовать диапазону реальных особенностей учеников (учениц).

Анкета по определению маскулинных (феминных) качеств (по тесту Г. Айзенка и Г. Вильсона) может содержать следующие вопросы:

– вам по душе деятельность, связанная с тяжелыми физическими нагрузками? (да/нет);

– в школе вы предпочитали гуманитарные, а не точные науки? (да/нет);

– вы любите читать романтические истории? (да/нет);

– вас интересует, как работают моторы и другие механические устройства? (да/нет); и т.д.

Анкетные данные могут быть собраны и представлены в диагностической карте личностных качеств учителя.

Учитель должен хорошо знать, какой ученик сидит перед ним (с маскулинным типом мышления или феминным), чтобы дать ему "нужную" книгу, "удобное" сочинение.

Диагностировать школьников можно также с помощью анкетирования с вопросами "феминными", "маскулинными" и "андрогинными". Обязательно обращается внимание на то, что биологический пол и гендерная маркировка могут не совпадать (у девушки, например, маскулинный тип мышления). Здесь следует учитывать, что старшеклассники взаимозависимы в гендерном плане (девушки интересуются мужским типом поведения и мышления, юноши – женским).

Учебные программы должны содержать гендерноокрашенные темы: "мужской и женский характеры", "мужской тип поведения", "кодекс чести", "интимная тема", "чтение женское и чтение мужское", "традиционная культура и феминистская субкультура", "тема мужской экспрессии", "взгляд на мироустройство", "женское письмо в мужском тексте", "биография писателя сквозь призму психоанализа", "тема дома", "тема семьи", "мир вне дома", "тема путешествия". Круг чтения тоже может меняться: для девушек предлагаются произведения женской тематики (книги М. Митчелл, Ж. Санд, Ш. Бронте, Р. Н. Гюнтекин, К. Маккалоу, А. и С. Голой, Ю. Друниной, Л. Васильевой, Ю. Мориц, В. Тушновой); для юношей – мужской тематики (произведения Э. По, Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка, Д. Сэлинджера, С. Лема, Д. Джерома, К. Кизи, Р. Олдингтона, А. Азимова, К. Кларка, Д. Лондона, А. Франса, М. Зощенко, Я. Гашека, А. Аверченко, М. Твена, Ф. Искандера и др.). Учитель вообще может написать авторскую программу чисто маскулинную (например, для юношей кадетского, профессионального, спортивного классов), феминную (для девушек спецклассов), маскулинно-феминную.

Оценивание на уроках также должно быть гендерным – с учетом того, что может юноша (девушка) по своим природным данным и чего не может. Непременно учитываются: темп развития; будущая социальная роль; обращенность задания к тексту художественного произведения и личному читательскому опыту.

Различия должны быть и в методике преподавания. Маскулинный способ преподавания отличается тем, что учитель:

– ведет занятия в форме лекций и семинаров традиционного, классического характера, коллоквиумов, "круглых столов", дискуссий, диспутов, творческих отчетов, конференций;

– предлагает также следующие виды учебной деятельности: конспектирование с использованием опорных схем и сигналов, сообщение, подготовка и защита доклада (реферата) с элементами исследования, написание (конструирование) "мужского" сочинения, комментирование текста с точки зрения проблемности и поиска "тайны", рецензирование "новых" произведений, анализ текста с точки зрения теории автора;

– использует методические приемы на основе свободы выбора, открытости, активности, обратной связи, идеальности (по технологии А. Гина), а именно такие приемы: привлекательность цели, "удивление", отсроченная отгадка, фантастическая добавка, поиск ошибки, вопросы к тексту, пересечение тем, метод Шерлока Холмса, мозговой штурм.

Феминный способ преподавания литературы отличается тем, что учитель:

– проводит занятия в форме лекции-диалога, семинара-импровизации, "круглого стола", дискуссии, диспута, урока-концерта, урока-самопрезентации, урока-спектакля (или урока с драматизацией), ток-шоу, тренинга, беседы;

– использует такие виды учебной деятельности, как аудирование, конспектирование, сообщение, чтение докладов, написание "женского" сочинения, изложения, комментирование текста с точки зрения теории "смерти автора", анализ текста, выразительное (эмоционально-эмпатийное) чтение, ролевое чтение, рецензирование, написание очерков, описание, зарисовка;

– использует такие методические приемы, как обратная связь, привлекательность цели, "удивляй", отсроченная отгадка, пресс-конференция, пересечение тем, особое задание, поиск ошибки, театрализация, введение в роль, взаимоопрос.

Немаловажен в "гендерном" преподавании и выбор учебника. Очевидное преимущество существующего ныне в том, что он – универсален, т.е. рассчитан и на юношей, и на девушек. Однако учебники литературы сориентированы скорее на девушек, на феминное восприятие литературы. Может быть, в этом одна из причин того, что ребята не хотят туда заглядывать.

Что сказать? Можно лишь спросить: зачем ломать хорошо проверенное и надежно работающее старое, чтобы возвращаясь к нему как к эталону, латать несовершенное новое? Не проще ли вернуть классы мужские и женские со всеми вытекающими из такого подразделения особенностями воспитания? Призыв к учету маскулинности и феминности хорош лишь на бумаге. В реальном классе всегда сохранится ориентация на андрогинна, а значит, наши умствования не стоят выеденного яйца.

Есть ли у женщины душа?

Вселенский церковный собор, состоявшийся в XVII в., обсуждал эту проблему всесторонне и обстоятельно. После долгих словопрений, перекрестных допросов и тайного голосования, существование некоего подобия души у женщин было признано перевесом всего лишь в один голос. Однако примерно половина служителей церкви осталась при своем мнении: женщина низшее существо, души у нее нет.

Обнаженность женщин погубила Рим

Попалась на глаза газетная заметка, где устами специалиста по стрессам профессора научно-исследовательского института Министерства культуры Л. Китаева-Смык утверждается: "Было бы полезно, если бы современные женщины не оголялись так вызывающе". Приводятся устрашающие данные о возникновении стрессов, следствием которых является мужское бессилие, супружеская неверность и распад семей. Устами профессора сообщается радикальный рецепт спасения: "Прекратил бы разврат директивно. Правительство, церковь, интеллектуальная элита должны объединится и принять закон, запрещающий обнаженку ради выживания... К сожалению, власть сама поражена симптомами вырождения – гомосексуализмом, сребролюбием, гедонизмом. Это очень напоминает времена упадка Древней Греции и Рима, где тоже царила обнаженность. А потом на месте римлян поселились более жизнеспособные христиане".

Тем временем полуобнаженные мамаши ведут в школы своих чад, где их встречают полуодетые учительницы. Трудно мальчикам постигать науку, списывая с доски формулы, полускрытые роскошным бюстом декольтированной наставницы.

Есть ли здесь проблема? Как ее решать?