Последователи

В русле натурализма протекало творчество братьев Э. и Ж. Гонкур, А. Сеара, Л. Энника, П. Алексиса. К этому направлению примыкали прозаик А. Доде, и драматург А. Бек. Золя оказал влияние на творчество Мопассана, Ж.К. Гюисманса, Дж. Гиссинга. Некоторые писатели сочетали приверженность к натурализму со следованием некоторым принципам импрессионизма или символизма (например, Ж.К. Гюисманс).

Теоретические идеи

Философское основание натурализма - убеждение, что все сущее - часть природы и объясняется ее законами, а не сверхъестественными или паранормальными причинами.

Эмиль Золя разработал теорию натуралистического театра (сборник эссе "Экспериментальный роман", 1880) и теорию натуралистического романа ("Романисты-натуралисты", 1881). Согласно представлениям эстетики натурализма действия личности предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями, в которые вплетена судьба этой личности. В предисловии к роману "Тереза Ракен" Золя называет себя натуралистом, для которого человеческие поступки определяются влиянием окружающей среды и наследственностью. Для писателя-натуралиста человек прежде всего биологический организм и искусство призвано исследовать биологические законы его существования. Важную роль в эстетике натурализма играет теория среды, особое внимание уделяется среде бытовой. На закате натурализма идея активного воздействия на среду сменяется пессимистическим представлением о неизменности человеческой природы. Для натурализма видимый мир - часть природы и живет по ее законам.

В "Моем Салоне" Золя утверждает, что художник должен отразить на полотне свое отношение к природе, показать ее "такой, какой он ее видит". "В нас живет красота, - писал Золя, - а не вне нас"1. Он не хотел быть связанным узами какой-либо школы, а лозунг правдивости и жизненности, верности природе и темпераменту художника должен звучать как лозунг модерности, и как лозунг импрессионизма, и как лозунг натурализма ("натурализм, импрессионизм, модернизм - как хотите назовите").

Золя призывал творить искусство плотью своей, своими чувствами, быть "возлюбленными бытия", никому не подчиняться, лишь своей природе. Он утверждал, что его искусство - это "отрицание общества, утверждение индивидуума, вне правил и всех социальных потребностей"2.

Рецептивно-эстетические принципы

Золя отрицает сосредоточение внимания зрителя на высматривании на полотне художника сюжета, трогательной и пугающей истории. Художника, который "заботится только об истине, устраивается перед куском природы, задаваясь целью воссоздать горизонты в их суровом просторе, не пытаясь наделить их красками своего вымысла; он не поэт и не философ, но просто-напросто натуралист..."1.

Отношение к науке

Уже Золя, будучи начинающим писателем, проявлял горячую веру в торжество науки, в движение человечества к "граду справедливости и свободы" на основе научных знаний (письмо Б. Байю, 18.У11. 1861).

Натурализму присуще доверие к научным методам познания и убеждение, что только наука, в первую очередь наука о природе, может уберечь литературу от романтических заблуждений. На возникновение, теорию и художественную практику натурализма сильнейшее влияние оказали экспериментальные естественные науки (особенно физиология).

Некоторые реалисты поддерживали ряд теоретических принципов натурализма. Так, Г. Флобер утверждал, что большое искусство должно быть научным и безличным. Стремление к объективности в изображении действительности, приверженность фактам, "научность" одухотворялись у натуралистов верой в непреходящие человеческие ценности. Вера во всемогущество науки приводила натуралистов к идее жесткой детерминированности поступков человека и исторических событий, а у некоторых сторонников этого художественного направления возникало даже фаталистическое представление о жизненных процессах (так, например, в творчестве позднего Мопассана и у Гюисманса звучат мотивы фатализма).

Золя вводил в свои произведения сведения из естественных наук (социологический дарвинизм), медицины и физиологии (К. Бернар, Ш. Летурно) и опирался на эстетические теории позитивизма (И. Тэн). Золя отдавал приоритет биологическим факторам формирования человека, недостаточно учитывая социальные и исторические факторы.

Золя стремился соединять и использовать последние достижения научной и политической мысли.