Порядок работы и принятия решений

В соответствии со сложившейся традицией парламентских институтов, восходящей еще к английскому парламенту, Европейский парламент работает в сессионном порядке.

Европарламент собирается на свою ежегодную сессию автоматически, "без какого-либо созыва во второй вторник марта" (ст. 229 ДФЕС). Сессия длится почти целый год и подразделяется на 12 ежемесячных "периодов заседаний" (ст. 133 ВР). Таким образом, de facto Европарламент является постоянно действующим институтом. При необходимости внеочередные заседания проводятся по требованию большинства депутатов, Совета ЕС или Европейской комиссии.

Среди институтов ЕС Парламент в наибольшей мере соответствует принципу гласности как одному из общих принципов функционирования ЕС (см. 3.3). Согласно внутреннему регламенту самого Европарламента (ст. 103 ВР) должна обеспечиваться "максимальная прозрачность его деятельности".

По общему правилу, пленарные заседания и заседания парламентских комиссий (кроме следственных) являются публичными; такой же характер имеет их документация. Протоколы заседаний и другая информация, характеризующая деятельность Европарламента, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза. По окончании каждого заседания сто видеозапись размещается в Интернете (ст. 182 ВР).

В здание Европейского парламента доступ посторонних лиц, вполне естественно, ограничен. Помимо депутатов, членов Совета ЕС и Европейской комиссии, уполномоченных должностных лиц, экспертов и сотрудников аппарата, в зал заседаний (на трибуны) могут быть пропущены только те, кто обладает специальным пропуском, выданным Председателем или Генеральным секретарем Европарламента (ст. 145 ДФЕС). Еще одной категории лиц, как отмечалось выше, специальные пропуска для входа в помещения Европарламента выдают квесторы.

Кворум на пленарных заседаниях Европейского парламента составляет 1/3 списочного состава депутатов. Однако проверка кворума не обязательна. Наличие кворума проверяется лишь в том случае, если этого потребовали 40 и более депутатов, принадлежащих к разным фракциям (ст. 155 ВР). Если в зале присутствуют менее 1/3 депутатов, а запроса о проверке кворума нс поступало, то Парламент уполномочен продолжать работу в обычном режиме и принимать решения, имеющие законную силу актов Парламента. Лишь в том случае, если присутствуют менее 40 депутатов, "Председатель может констатировать, что кворум не достигнут" (§ 5 ст. 155 ВР).

В данном отношении Европарламент соответствует западной традиции, которая отлична от конституционных правил России и других стран СНГ: если депутат желает, чтобы его мнение было учтено, он должен явиться в зал заседаний и проголосовать. Если он этого не делает, то отсутствие или молчание косвенно признается как знак согласия.

Принятие решений Европарламент осуществляет, по общему правилу, простым большинством, т.е. большинством от числа поданных голосов (например, если присутствовало и голосовало 300 депутатов, то такое большинство составляет 151 голос).

Только в некоторых, особо важных случаях, учредительные документы ЕС требуют, чтобы Европейский парламент принимал решения абсолютным большинством от общего числа депутатов. Такой порядок установлен, например, для дачи согласия на вступление в Союз новых государств-членов, для избрания Председателя Европейской комиссии, для отклонения законопроектов в рамках обычной законодательной процедуры или отклонения проекта бюджета ЕС, для принятия собственного внутреннего регламента.

Еще более редким является требование квалифицированного большинства голосов, которое в Европейском парламенте бывает двух видов:

1) 2/3 поданных голосов, представляющих абсолютное большинство всех парламентариев, например, при вынесении вотума недоверия Европейской комиссии;

2) 3/5 поданных голосов, представляющих абсолютное большинство всех парламентариев, в целях подтверждения своих

поправок в проект бюджета ЕС, которые были отклонены Советом.

Голосование депутатов Европейского парламента всегда является индивидуальным и личным (ст. 164 ВР), а отступление депутатов от этого принципа квалифицируется как "серьезное нарушение порядка заседания", за которое парламентарий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (см. ниже).

Внутренний регламент Европарламента в качестве стандартного способа голосования предусматривает поднятие рук. Если Председатель приходит к выводу, что результат вызывает сомнения, то применяется система электронного голосования. В случае неисправности электронной системы депутаты голосуют путем вставания со своих мест (ст. 165 ВР).

По своему характеру голосование может быть открытым, поименным или тайным. В качестве общего правила используется первое (поднятие рук или с помощью электронной системы). Тайное голосование применяется при выборах органов и должностных лиц Парламента, а также по требованию 1/5 парламентариев (ст. 169 ВР). В частности, поименным голосованием Европарламент избирает Председателя Европейской комиссии и выражает ей вотум доверия или недоверия. Поименное голосование также может проводиться по требованию политической группы или 40 депутатов, однако заявленное одновременно требование о тайном голосовании имеет приоритет.

Ответственность

Как и другие институты, органы, учреждения ЕС, Европейский парламент несет коллегиальную юридическую ответственность перед Судом ЕС в форме отмены его актов, а также возложения на Парламент обязанности совершить определенные действия, если такая обязанность вытекает из учредительных документов (по искам из бездействия).

Индивидуальная юридическая ответственность депутатов сопровождается рядом ограничений, которые в целом соответствуют общепринятым парламентским традициям.

Во-первых, неприкосновенность (иммунитет) парламентариев (ст. 9 Протокола о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза). Депутат не подлежит уголовному или иному судебному преследованию, а равно задержанию, кроме случаев задержания на месте преступления. В остальных случаях для ареста, возбуждения против депутата уголовного дела и т.п. требуется согласие самого Парламента. Иммунитет парламентариев, таким образом, не является абсолютным, но его лишение зависит от воли Европарламента в целом (прецеденты лишения европейских парламентариев иммунитета имели место).

Во-вторых, неответственность за парламентскую деятельность. Согласно ст. 8 Протокола о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза: "Члены Европейского парламента не могут обыскиваться, задерживаться или преследоваться в связи с высказанными ими мнениями или их голосованием при осуществлении своих функций".

Неответственность депутатов за политическую деятельность является абсолютной. Депутат Европарламента не может быть подвергнут со стороны государств-членов никаким уголовным или административным санкциям за взгляды, которые он высказывал и защищал в стенах Парламента. Однако это ограничение не касается ответственности депутата перед самим Европарламентом за совершенные им дисциплинарные проступки.

Дисциплинарная ответственность парламентариев предусмотрена внутренним регламентом Европарламента (ст. 153 "Санкции") и налагается его Председателем. Формами ответственности парламентариев выступают порицание, утрата права на жалованье за период от двух до 10 дней, временное приостановление на такой же срок права участвовать в деятельности Европарламента, внесение предложения о приостановлении или лишении должностей, занимаемых депутатом в Парламенте (например, должности председателя парламентской комиссии или квестора).

В отличие от юридической, политическая ответственность Парламента или его членов формально отсутствует. Избиратели не могут требовать отзыва депутатов или роспуска Европарламента в целом.

Воздействие граждан ЕС на депутатский корпус осуществляется в ходе очередных парламентских выборов, на которых они могут отказать в поддержке партиям и отдельным парламентариям, не оправдавшим их доверия.