Порядок работы и принятия решений

Европейский совет в силу его состава не является постоянно действующим институтом. Он работает в сессионном порядке. В соответствии с § 2 ст. 15 ДЕС "Европейский совет созывается на заседания его Председателем два раза в полугодие", а "когда это обусловлено ситуацией, Председатель созывает внеочередное заседание Европейского совета". Внеочередные заседания, в частности, созываются в случае крупных изменений на международной арене, требующих реакции ЕС: "Если этого требует международное развитие, то Председатель Европейского совета созывает внеочередное заседание Европейского совета с целью определить стратегические направления политики Союза в свете подобного развития" (§ 1 ст. 26 ДЕС).

В соответствии с внутренним регламентом Европейского совета (§ 1 ст. 4 ВР) его сессии, как правило, проводятся в течение не более двух дней (обычно два дня, реже один день). В экстренных случаях Европейский совет может принимать свои акты без созыва на заседания на основе письменной процедуры, применение которой требует согласия всех членов данного института (ст. 7 ВР).

Помимо членов Европейского совета, Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и сопровождающих их делегаций на отдельные заседания Европейского совета могут приглашаться другие должностные лица. К ним относится, прежде всего Председатель Европейского парламента, с которым члены Европейского совета проводят обмен мнениями на первом заседании, открывающем его сессию. В порядке исключения допускается приглашение представителей (обычно глав государств или правительств) стран, не входящих в ЕС, и международных организаций, а также видных общественных деятелей. Обмен мнениями с ними проводится в ходе сессии Европейского совета, но вне рамок его официальных заседаний (§ 2 ст. 4 ВР). Сессия Европейского совета традиционно завершается итоговой пресс-конференцией, которую проводят Председатель Европейского совета и Председатель Европейской комиссии.

Европейский совет – наиболее закрытый (непрозрачный) среди институтов Союза. Его заседания "не являются публичными" (§ 3 ст. 4 ВР), а принятые акты подпадают под действие "профессиональной тайны", если только Европейский совет не решит предать их гласности (ст. 11 ВР). В случае проведения голосования Европейский совет может, но не обязан принимать решение об обнародовании его результатов и позиций отдельных членов данного института (ст. 10 ВР).

В соответствии с учредительными документами Союза Европейский совет, по общему правилу, принимает решения консенсусом (§ 4 ст. 15 ДЕС). Это означает необходимость их прямого и косвенного одобрения (отсутствия возражений) со стороны всех 29 членов данного института, т.е. не только руководителей государств-членов, но и председателей Европейского совета и Европейской комиссии. На основе консенсуса, в частности, принимаются заключения Европейского совета по основным направлениям внутренней и внешней политики ЕС.

В некоторых случаях правом голоса при принятии решений наделяются только входящие в Европейский совет представители государств-членов (главы государств или правительств): Такая ситуация имеет место, когда согласно специальному указанию учредительных документов Европейский совет должен постановлять на основе единогласия (например, при принятии решений, определяющих квоты государств-членов при избрании депутатов Европейского парламента, или решений о стратегических интересах и целях Союза на международной арене) либо на основе квалифицированного большинства (например, при избрании Председателя Европейского совета, формировании Европейской комиссии, назначении Дирекции Европейского центрального банка или при установлении перечня формаций Совета ЕС и порядка председательства в них).

При проведении голосования устанавливается кворум – не менее 2/3 от общего числа членов Европейского совета, имеющих право голоса (§ 3 ст. 6 ВР). Проблем с кворумом в Европейском совете на практике не возникает. Тем не менее учредительные документы (§ 1 ст. 235 ДФЕС) допускают возможность делегирования членом Европейского совета своего права голоса любому другому члену при условии, что подобному члену делегируется право голоса "со стороны не более одного из других членов" (па практике подобный случай имел место лишь однажды, когда по просьбе канцлера ФРГ его представлял президент Франции).

Когда Европейский совет принимает решение единогласно, принятое решение должно получить поддержку всех присутствующих руководителей государств-членов (при наличии кворума). Единогласие считается достигнутым и в том случае, если член Европейского совета воздержался при голосовании (в данном случае действует правило "молчание – знак согласия"). Как гласит § 1 ст. 235 ДФЕС: "Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Европейского совета, требующих голосования".

Когда Европейский совет принимает решение квалифицированным большинством голосов, руководители государств-членов наделяются разным числом голосов в зависимости от численности населения представляемого ими государства. В данном случае ни одно государство-член нс располагает правом вето, поскольку может оказаться в меньшинстве. Квалифицированное большинство в Европейском совете определяется так же, как и квалифицированное большинство в Совете ЕС (на уровне министров государств-членов), где данный способ принятия решений выступает общим правилом (см. 4.4).

Кроме консенсуса, единогласия и квалифицированного большинства, в Европейском совете применяется и такой способ принятия решений, как простое большинство, т.е. абсолютное большинство от его состава.

В соответствии с § 3 ст. 235 ДФЕС: "Европейский совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента". Простым большинством также принимаются решения о поддержке рассмотрения поправок, которые предлагается внести в учредительные документы ЕС, и решения не созывать Конвент для пересмотра учредительных документов, если поправки являются малозначительными (§ 3 ст. 28 ДЕС).

Ответственность

Несмотря на то что в состав Европейского совета входят высшие должностные лица, его акты, влекущие юридические последствия, могут оспариваться и отменяться в Суде ЕС, кроме решений по вопросам ОВПБ.

Члены Европейского совета несут индивидуальную юридическую и политическую ответственность перед назначившими (избравшими) их инстанциями:

– Председатель Европейского совета отвечает перед самим Европейским советом и, в случае ненадлежащей работы, может быть досрочно освобожден со своего поста (соответствующее решение, как и решение об избрании Председателя Европейского совета, принимается квалифицированным большинством, т.е. при участии только руководителей государств-членов);

– Председатель Европейской комиссии вместе в членами возглавляемого им института несет политическую ответственность перед Европейским парламентом (в форме вотума недоверия), а также может быть отрешен от должности Судом ЕС;

– ответственность глав государств или правительств осуществляется в соответствии с нормами конституционного права своих государств. Как следует из § 2 ст. 10 ДЕС, высшие должностные лица государств-членов и их правительства должны быть "демократически ответственными перед их национальными парламентами либо перед их гражданами".

Учредительные документы ЕС также устанавливают подотчетность Европейского совета перед Европейским парламентом. Она выражается в праве Европейского парламента "заслушивать" Европейский совет путем приглашения на свои заседания Председателя Европейского совета (ст. 230 и § 2 ст. 235 ДФЕС). Председатель Европейского совета также обязан представлять Европейскому парламенту "доклад по итогам каждого заседания Европейского совета" (§ 6 ст. 15 ДЕС). Каких-либо санкций или предписаний в адрес Европейского совета Европейский парламент выносить не вправе.