Порядок приема наличных денег от клиента в операционную кассу банка

Прием наличных денег от организаций и индивидуальных предпринимателей производится в основном при личной явке клиента в его присутствии. Работа приходной кассы организована таким образом, что клиенты банка имеют возможность сдать выручку в течение (дневная касса) и после (вечерняя касса) операционного дня. Документом на прием наличности в приходную кассу банка в операционное время является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает его бухгалтерскому работнику, ведущему лицевой счет данного клиента. Работник проверяет правильность заполнения документа, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, номер документа, символ кассовых оборотов, и передает подписанное им объявление в приходную кассу.

Получив объявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи бухгалтерского работника по имеющемуся у него образцу, соответствие суммы прописью и цифрами, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с фактически полученной суммой. При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать па квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет у себя, а ордер к нему передает соответствующему бухгалтерскому работнику для проведения бухгалтерской проводки по счету клиента. В дальнейшем ордер выдается клиенту вместе с выпиской по его лицевому счету.

Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.

Прием банком денежной наличности в послеоперационное время проводится вечерними кассами. Принятые деньги должны быть зачислены на соответствующие счета клиентов банка не позднее следующего рабочего дня. При приеме денег непосредственно от организации вноситель сдает деньги в вечернюю кассу также по объявлению на взнос наличными, в порядке, аналогичном этой операции в операционное время. По окончании приема денег вечерний кассир и бухгалтерский работник сверяют их фактическое наличие с данными приходных документов и кассового журнала по приходу и подписывают его. Наличные деньги, приходные кассовые документы, кассовые журналы и печать по окончании операций вечерней кассы помещаются в сейф, который сдается под охрану. Утром следующего дня работники вечерней кассы принимают сейф от охраны и сдают деньги и приходные документы заведующему кассой под роспись в кассовом журнале.

Другой канал поступления наличных денег в банк – через аппарат инкассации. Банк может осуществлять инкассацию и доставку денежных средств и ценностей (как своих, так и клиентов) собственными силами либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензию Банка России на проведение подобных операций. Большинство банков, которые не имеют своей службы инкассации, пользуются услугами службы Российского объединения инкассации (РОСИПКАС) Банка России.

Порядок выдачи наличных денег клиентам из операционной кассы банка

Выдача наличных денег организациям и индивидуальным предпринимателям производится по денежным чекам. Они являются бланками строгой отчетности и выдаются клиентам в виде чековых книжек. Каждая выдача последних регистрируется бухгалтерским работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего.

Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику банка, который проверяет правильность заполнения чека и соответствие печати и подписей должностных лиц организации образцам. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги, причем эти сведения также заверяются подписями чекодателя. Проверив правильность заполнения чека, бухгалтерский работник записывает его сумму в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег, а сам чек передает в расходную кассу.

Получив денежный чек, кассир проверяет правильность сто оформления, расписки клиента в получении денег, затем вызывает получателя по номеру чека и, сверив номер контрольной марки с номером чека, приклеивает к последнему контрольную марку. Пересчитав подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента, кассир выдает деньги получателю и подписывает чек.

Отметим, что совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и объявление на взнос наличными, не допускается.

Клиент имеет право пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для пересчета и сам пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения банка. Снятие денег со счета клиента проводится в день получения их в кассе банка.

Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов – физических лиц, а также сотрудников самого банка осуществляется по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и т.п. Выдача денег по расходным кассовым ордерам применяется при погашении ценных бумаг банка, выдачах вкладов гражданам, командировочных под отчет, при оплате представительских расходов и т.д.

Контроль соблюдения кассовой дисциплины предприятиями и индивидуальными предпринимателями

В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2012 г. № 30-ΦЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" банки освобождаются от ответственности за ненадлежащее выполнение контроля за кассовой дисциплиной. В настоящее время контроль соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью целиком возложен на налоговые органы[1]. Проверки проходят в соответствии с Административным регламентом исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и индивидуальных предпринимателей (приказ Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133). Налоговые органы в ходе проверки кассовой дисциплины вправе затребовать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, кассовую книгу, авансовые отчеты и другие документы.

Административная ответственность предприятий, а также индивидуальных предпринимателей за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций наступает в следующих случаях:

– осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (100 тыс. руб. в рамках одного договора);

– неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

– несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с требованиями гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ и имеют право наложить административный штраф:

– на должностных лиц (директор, а также лица, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) – в размере от 4000 до 5000 руб.;

– юридических лиц – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Максимальный период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины, законодательно не определен. Поскольку нарушение работы с денежной наличностью является административным правонарушением, то на него распространяется общий срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП, – два месяца с момента совершения. Проверить соблюдение предприятием или индивидуальным предпринимателем кассовой дисциплины налоговый орган может и в более длительном периоде. Но какой бы временной интервал не охватывала проверка, ответственность наступит только за нарушения в рамках двухмесячного срока.