Лекция 14. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ, ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ. РАБОЧЕЕ (СЛУЖЕБНОЕ) ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА. СТАЖ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

• особенности и отличительные признаки муниципальной должности;

• методологические принципы и особенности поступления на муниципальную службу;

• взгляды на особенности прохождения муниципальной службы;

• современные представления о специфике осуществления, прохождения и прекращения муниципальной службы;

• специфику прекращения муниципальной службы;

уметь

• обобщать и систематизировать особенности поступления на муниципальную службу;

• решать задачи, связанные с поступлением на муниципальную службу;

• использовать полученные знания относительно прохождения и прекращения муниципальной службы;

владеть

• методами анализа особенностей и характеристик поступления на муниципальную службу;

• спецификой прохождения и прекращения муниципальной службы;

• навыками системного анализа специфики прохождения и прекращения муниципальной службы.

Особенности поступления граждан на муниципальную службу

Поступление на муниципальную службу регламентируется нормами ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также законодательством муниципального объединения, законодательством субъектов Федерации по данному вопросу, которое в целом соответствует требованиям федерального законодательства.

Пример из практики

В Пензенской области поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с региональным законодательством, в том числе:

– по результатам конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 20.12.2007 № 864-42/4 "Об утверждении положения “О конкурсах на замещение вакантных должностей муниципальной службы в городе Пензе""[1];

– из числа лиц, состоящих в кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 20.12.2007 №865-42/4 "Об утверждении положения “О порядке формирования и работы с кадровым резервом на замещение вакантных должностей муниципальной службы в городе Пензе”"[2].

На муниципальную службу вправе поступать:

– лица, достигшие возраста 18 лет (в соответствии со ст. 63 Трудового кодекса РФ[3], заключать трудовые договоры имеют право граждане, достигшие возраста 16 лет, однако повышение возраста, которое установлено в Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации", связано со спецификой осуществляемой муниципальными служащими их служебной деятельности. Аналогичное правило установлено для поступления на государственную гражданскую службу);

– лица, владеющие государственным языком Российской Федерации (знание государственного языка – общее требование, предъявляемое к муниципальным служащим и к государственным гражданским служащим. Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Его статус как государственного языка закреплен ст. 68 Конституции РФ и Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-Φ3 "О государственном языке Российской Федерации"[4]);

– лица, соответствующие квалификационным требованиям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, законодательством муниципального образования в части замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность поступления гражданина на муниципальную службу. Такие обстоятельства предусматриваются ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Квалификационные требования по муниципальным должностям муниципальной службы устанавливают показатели, определяющие соответствие профессионального уровня муниципального служащего либо кандидата на замещение определенной муниципальной должности муниципальной службы функциям и полномочиям, установленным по этой должности;

– и граждане иностранных государств – участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

Законами субъекта Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

С муниципальным служащим, в отличие от государственного гражданского служащего, заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Форма контракта предусмотрена в законе только лишь для одного лица, имеющего статус муниципального служащего, – главы местной администрации.

Должностные права и обязанности муниципального служащего по- прежнему устанавливаются должностной инструкцией, а не должностным регламентом, как для государственных служащих, что противоречит Концепции административной реформы в Российской Федерации[5]. Обращает на себя внимание и тот факт, что новым законом разведены понятия "муниципальная должность" и "должность муниципальной службы", однако при классификации должностей муниципальной службы не применяется деление на категории, аналогичные должностям государственной гражданской службы. Нет необходимости детально останавливаться на условиях принятия лиц на муниципальную службу, поскольку в целом данные условия соответствуют условиям принятия на государственную гражданскую службу, исследованным ранее.

Результаты процедуры, проводимой представителем нанимателя (работодателем) с целью установления соответствия муниципального служащего поручаемой работе (трудовой функции) в процессе прохождения муниципальной службы, являются основанием для сохранения или прекращения служебного отношения. Испытание направлено на определение пригодности служащего к замещаемой должности. Если условие об испытании не было указано в трудовом договоре, считается, что служащий принят без испытания.

В период испытательного срока на служащего в полном объеме распространяются положения трудового законодательства, Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", иных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора и соглашений. В связи с этим нельзя на период испытания устанавливать муниципальному служащему пониженную заработную плату или оговаривать, что она будет выплачена после окончания срока испытания, а размер ее будет зависеть от результатов испытания.

Максимальный срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителя организации, руководителей филиалов и представительств, главных бухгалтеров и их заместителей – шести месяцев. Конкретный срок испытания определяется индивидуально и устанавливается в трудовом договоре при его заключении. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности работника, а также другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Если срок испытания истек, а служащий продолжает исполнять свои обязанности, он считается выдержавшим испытание. Дальнейшее расторжение трудового договора со служащим возможно только на общих основаниях.