Порядок отбора кандидатов на должности судей и наделения судей полномочиями

Отбор кандидатов на должности судей производится на конкурсной основе (ст. 5 Закона о статусе судей).

Для судей федеральных судов, кроме Конституционного Суда РФ, отбор состоит из ряда этапов.

1. Сдача квалификационного экзамена. Экзамен сдают лица, не являющиеся судьями (т.е. лица, впервые назначаемые на должность судьи, и лица, ранее работавшие судьями, но ушедшие с этой должности по уважительным причинам, в том числе в отставку, если с момента прекращения полномочий прошло более трех лет), за исключение граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или диктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".

Любой гражданин, отвечающий установленным требованиям, должен обратиться в соответствующую экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи (Высшую экзаменационную комиссию или в Экзаменационную комиссию субъекта РФ) с заявлением о сдаче квалификационного экзамена, а также представить необходимые документы. Результат экзамена действителен в течение трех лет после его сдачи.

За период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. в экзаменационных комиссиях субъектов РФ сдавали квалификационный экзамен 17 889 кандидатов в судьи в суды общей юрисдикции и 1691 кандидат в арбитражные суды. Из них 929 кандидатов в судьи отказались от ответа, а 5987 кандидатов получили оценку "неудовлетворительно". Таким образом, всего 35,3% кандидатов не смогли сдать квалификационный экзамен на должность судьи. 2820 кандидатов (14,4%) получили оценку "удовлетворительно". Следовательно, 49,7% кандидатов отказались от ответа, получили оценки "неудовлетворительно" или "удовлетворительно", т.е. не смогли успешно пройти квалификационный барьер. Только 3293 кандидата (16,8%) получили оценку "отлично".

За этот же период в Высшую экзаменационную комиссию подали заявление о сдаче квалификационного экзамена 497 кандидатов в судьи. Из них только 5 кандидатов отказались от ответа, 4 кандидата получили оценку "неудовлетворительно" (менее 1%) и 57 кандидатов – оценку "удовлетворительно (11,4%). Таким образом, лишь 66 кандидатов (13,6%) не смогли пройти квалификационный барьер. Остальные 431 кандидат (86,4%) успешно сдали квалификационный экзамен с оценками "хорошо" и "отлично"[1].

2. Получение рекомендации от квалификационной коллегии судей субъекта РФ или Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Претендент, успешно сдавший экзамен, должен обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи с приложением необходимых документов либо их копий, заверенных надлежащим образом.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

За период с января 2009 г. до 1 ноября 2012 г. Высшая квалификационная коллегия судей РФ рассмотрела 1727 заявлений о даче рекомендаций на вакантные должности и рекомендовано 1469 кандидатов. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ рассмотрели 32 713 заявлений и рекомендовали 22 982 кандидата[2].

3. Получение согласия председателя суда, на вакантную должность в котором отбирается кандидат[3]. Председатель суда рассматривает решение квалификационной коллегии судей о рекомендации и в случае согласия с ним вносит представление о назначении рекомендованного лица на должность судьи Председателю Верховного Суда РФ.

В случае несогласия с рекомендацией председатель суда возвращает это решение с мотивированным обоснованием своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении обжалуемого решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Рассмотрение документов на кандидатов Председателем Верховного Суда РФ, который поправляет ими представления на рекомендованных кандидатов Президенту РФ.

5. Рассмотрение документов на кандидатов Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов[4]. Ко

миссия готовит свои предложения но кандидатам на должности судей Президенту РФ.

В отношении судей Верховного Суда РФ можно выделить дополнительные этапы:

– представление Президентом РФ соответствующих кандидатур Совету Федерации (либо отклонение представленных кандидатур);

– обсуждение представленных кандидатур в комитетах Совета Федерации.

6. Назначение судей на должность уполномоченными органами государственной власти:

– судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации;

– судьи остальных федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ (если он не отклонил представленные кандидатуры).

Существенно отличается от вышеизложенной процедуры отбор кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ (ст. 9 Закона о Конституционном Суде):

– не предусмотрена сдача претендентом квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей. Кандидаты, как ранее отмечалось, должны обладать высокой признанной квалификацией в области права;

– предложения о кандидатах могут направлять Президенту РФ члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, высшие судебные органы, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Президент РФ вносит представление на кандидата в Совет Федерации. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Кандидаты на должности мировых судей должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ (кроме лиц, имеющих стаж работы федеральным судьей не менее пяти лет). Дальнейшая процедура отбора, а также порядок назначения (избрания) определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Например, мировые судьи г. Москвы наделяются полномочиями Московской Городской Думой по представлению председателя Московского городского суда; в Свердловской области мировые судьи избираются Законодательным Собранием Свердловской области; в Республике Северная Осетия – Алания мировые судьи утверждаются парламентом по рекомендации квалификационной коллегии судей Республики.

Порядок отбора и наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ. Например, судьи Уставного Суда Свердловской области избираются Законодательным Собранием по представлению Губернатора Свердловской области.