Понятийная форма в сфере управления

Формальная логика изучает способы организации мыслей, отвлекаясь от их конкретного содержания. Это обстоятельство дает повод острословам утверждать, что такая логика позволяет "выводить бессодержательные следствия из бессодержательных посылок". По вот одни из современных авторов резонно возражает: "Форма это всегда немного ОГЛАВЛЕНИЕ, а ОГЛАВЛЕНИЕ всегда в какой-то мере форма". И это так, если вникнуть в существо формы. Мы уже знаем, что форма — это способ внутренней организации содержания. Здесь каждое слово весомо, но логический акцент мы делаем на внутренней организации, — с тем, чтобы подчеркнуть, что форма не безразлична по отношению к содержанию и тем более не чужеродна ему, она лишь умственно отвлечена, а по сути, извлечена из содержания. "...Самобытное бытие формы, — писал выдающийся русский мыслитель С. Н. Булгаков, — осуществляется именно в действии, т.е. воплощаемости, почему и нельзя говорить о бесплотной форме, отвлекаясь от того, что она оформляет". Иными словами, отвлечение условно.

Какое это имеет отношение к управлению? Прямое! Понятийная форма (при всей ее всеобщности) в своих конкретных приложениях выявляет многообразие своих функциональных возможностей. Возьмем, к примеру, понятие "управление". Существует множество определений этого понятия, одно из которых приведено в вводной теме. Показательно, что в нем управление рассматривается как функция различного рода систем — биологических, социальных, технических, — обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Воспроизводя это определение, мы в данном случае делаем логический упор именно на качественной разнородности систем. Очевидно, что одна и та же функция управления по-разному осуществляется в них. Соответственно технические нормы и правила существенно отличаются от биологических или социальных регуляторов. В свою очередь, и в социальном управлении есть множество спецификаций этой функции: экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая и т.д.

Логический анализ понятия "управление" позволяет разрешить весьма актуальную проблему соотношения общего и особенного. По сути это вопрос о приложимости общего смысла к частному случаю, к конкретной ситуации. В идеале, оптимальным вариантом решения было бы выявление в частном (в конкретных ситуациях) общего смысла и детализация общего смысла в частностях (применительно к конкретным ситуациям). Не случайно великий немецкий философ Г. Гегель (1770—1831) называл Фридриха Великого "философическим королем", имея в виду, прежде всего, его способность мыслить и действовать стратегически, т.е. руководствоваться общими принципами при решении конкретных задач: "...Он сделал для себя принципом во всех своих действиях и во всех своих учреждениях совершенно общую цель, благо, пользу своего государства, противопоставляя этот принцип договорам с другими государствами, партикулярными правами в своем собственном государстве, подчиняя их себе и для всеобщей цели".

В пашем случае, — применительно к понятию "управление", — есть некоторые рассогласования между общим смыслом понятия и его конкретными приложениями к тем или иным ситуациям.

Сегодня много говорят об управлении в различных природных, социальных, технических, научных, образовательных и иных областях. При этом управленческая деятельность зачастую рассматривается лишь в контексте решения конкретных задач без четкого понимания самого феномена управления. Этот процесс как бы растаскивается по частям, не имея целостного осмысления его сущности. Возникает парадоксальная ситуация, когда мы, образно говоря, имеем наличие лучей без их истока — самого солнца, работаем со следствиями в отрыве от их причин. Логический анализ позволяет уточнить ОГЛАВЛЕНИЕ и объем понятия "управление", используя его номинальное и реальное определения.

Положение усугублено смешением понятий "управление" и "менеджмент". Начнем с менеджмента. Номинальное определение этого понятия связано с латинским manu agere — "указывать рукой", соответственно русская калька — "руководство" как синоним "управления".

Англоязычный термин to manage означает "управлять". Развернуто-инвариантный перевод раскрывает смысл номинального определения как "уметь", "добиваться", "ухитряться", "искусство регулировать".

Старофранцузское ménagement означает "искусство сопровождать, направлять".

Итальянское maneggiare дословно переводится "править лошадью". Ассоциативно в это понятие вкладывают смысл — "овладеть искусством достижения цели".

Менеджмент — сложное явление, которое трактуется очень широко и охватывает огромный спектр различных видов человеческой деятельности: от производственной до политической, от спортивной до финансовой и т.д.

Но изначально это слово как теоретический концепт (лат. conceptus - понятие) сформировалось на основе опыта производственно-хозяйственного управления, а уж потом было экстраполировано на другие области социальных отношений. Экстраполяция — это распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, па другую часть его. Такая процедура при всей се плодотворности чревата погрешностями. С логической точки зрения это общие погрешности индуктивного вывода, а точнее, неполной индукции, когда на основе исследования лишь части элементов множества делается вывод обо всем множестве (подробнее см. в главе 9). Особенно это ощутимо в случаях, когда мы имеем дело с неоднородными множествами. Очевидно, что далеко не вес приемы и методы управления, апробированные в хозяйственной деятельности промышленного предприятия, окажутся столь же продуктивными в управлении войсками или в гуманитарной сфере науки, искусства, образования и т.п.

В связи с этим возникает необходимость уточнения объема понятия "управление" с учетом внутренних спецификаций. В англоязычных странах такие различия зафиксированы терминологически. Например:

— to manage — управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая база и т.д.);

— to govern — управлять в политической сфере (правительство, региональное руководство и т.д.);

— to control — управлять в сфере техники (машинами, техническими комплексами и т.д.).

Как видим, есть логические основания рассматривать менеджмент как вид управления. Иными словами, следует согласиться с теми, кто считает, что понятия "менеджмент" и "управление" не тождественные понятия. Всякий менеджмент — управление, но не всякое управление — менеджмент.

Менеджмент определяют как профессиональное руководство деятельностью подчиненных в организации, как процесс постановки и достижения цели.

Его распространяют, прежде всего, на сферу бизнеса (производственную, коммерческую деятельность), а также употребляют применительно к сервисным, культурным, образовательным, научно-исследовательским и другим процессам. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе понимания главной цели организации обеспечить в ней создание продуктивной рабочей среды. Именно активно и продуктивно действующая рабочая среда побуждает работников любой организации мобилизовать все свои способности, знания, умения и навыки на успешное решение поставленных задач, ради которых создана и функционирует данная организация.

На эту сторону проблемы совершенствования управленческого труда обращают внимание современные отечественные и зарубежные специалисты в области менеджмента. Успех в ее решении останется "главной задачей управленческого персонала еще па протяжении нескольких следующих десятилетий, в конечном счете, будет определять конкурентоспособность компаний. И, что еще важнее, именно он будет определять саму структуру общества и качество жизни во всех индустриально развитых странах".

При более глубоком анализе объема и содержания данного понятия менеджмент подразделяют на общий, технический, оперативный, стратегический, производственный, инновационный, антикризисный, административный, финансовый, корпоративный, кадровый и др.2 В такой классификации менеджмент в его общей, стратегической разновидности сближается с понятием "управление". Хотя само по себе данное понятие часто употребляется в более широком смысле, например, "управление техникой", "управление биологическими процессами", "управление термоядерной реакцией", "управление наследственностью", "управление творческим процессом", "управление государством" и т.д.

В обобщенном значении под управлением понимается процесс целенаправленного воздействия субъекта на соответствующий объект в интересах достижения поставленной цели. Более детальный анализ содержания понятия "управление" требует рассмотрения ряда существенных признаков структурного, целевого и функционального порядка.

Субъект представляет собой управляющий орган, который осуществляет руководство подсистемой или системой в целом. Объект — это управляемая подсистема (система), которая сохраняет или изменяет свое состояние под воздействием управляющего субъекта. Более развернуто это означает разработку и планомерную реализацию программы действий; анализ желаемого результата и оценку возможностей его достижения; выбор рациональных методов и способов действия; создание и использование механизма воплощения в жизнь принятого решения.

Управление, осуществляемое в различных сферах и на различных уровнях, имеет свою специфику. Понятно, что в экономике, политике, социальной сфере, науке, искусстве и в армии управление разное. Вместе с тем теоретическое осмысление практики управленческой деятельности позволило сформулировать некие общие положения, руководящие правила, которые представляют собой своеобразный алгоритм, т.е. определенную последовательность действий, позволяющих идти наиболее рациональным путем к достижению поставленной цели. Сюда входят задачи, функции и принципы управленческой деятельности.

Управление любой социальной системой (организацией) — будь то предприятие, торговая фирма, банк, учебное заведение, спортивный клуб, воинская часть, администрация, субъект РФ, — призвано решать определенные задачи.

Во-первых, управление должно обеспечить эффективное выполнение организацией своей вполне определенной миссии. Когда речь идет об управлении коммерческой организацией, то ее миссия предусматривает достижение определенных экономических результатов. Если же мы имеем учреждение здравоохранения, то его миссия заключается в том, чтобы осуществлять профилактику заболеваний и качественное лечение людей. Если это структурный элемент Вооруженных Сил, то его миссия сводится к выполнению задач по предназначению.

Во-вторых, важнейшей задачей управления является обеспечение производительного и качественного использования знаний, умений, навыков активной трудовой деятельности своих работников. Любое предприятие, учреждение, любая организация располагают лишь одним подлинным, созидающим материальные и духовные ценности ресурсом — работающими людьми. Только через их работу можно успешно воплотить в деятельности свою миссию.

В-третьих, управление должно быть ориентировано не только па производство материального продукта и быстрое получение прибыли, с чем нередко связывают менеджмент в экономической сфере, но и на духовную составляющую производственного процесса, т.е. на его непосредственное отношение к гуманитарной сфере. Управление имеет дело не только с материальными вещами и процессами, но прежде всего с людьми, их квалификацией, духовным миром, мировоззрением, жизненной позицией, ценностными ориентациями.

Важнейшая задача управления заключается в том, чтобы сфокусировать знания подчиненных, полученные в области философии, экономики, социологии, психологии, истории, этики и других наук, на повышении качества работы. Именно поэтому все шире распространяется точка зрения, согласно которой управление — это не только наука и практика, но и искусство.

Алгоритм управленческой деятельности требует также учета специфики функций, которые она призвана выполнять. К ним относятся планирование — процесс формулировки цели, определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения; организация — соединение усилий работников в одно целое, упорядочение взаимодействия людей, придание труду планомерного характера; регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка приятных ранее решений и планов; контроль — процесс установления соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам и помощь в исправлении недостатков.

Управление, кроме необходимых для его осуществления знаний, умений, навыков, практического опыта, базируется на нескольких важных принципах.

1. Во всех сферах деятельности центральным объектом управления является человек. Поэтому основные усилия должны быть направлены на то, чтобы обеспечить совместную, хорошо организованную и эффективную работу людей, создавая им возможности для максимальной реализации своих сильных сторон и нейтрализуя их недостатки. Именно к этому сводится основная задача любой социальной организации (производственной, торговой, научно-исследовательской и т.п.), любого социального института, будь это государство, культура, наука или система образования.

2. Обеспечение органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. В данном процессе действуют две стороны. Во-первых, субъекты управления — руководители, менеджеры, властные структуры, муниципальные органы. Во-вторых, объекты управления -организации, учреждения, предприятия и т.п.

Эффективность управления во многом зависит от того, как воспринимают объекты управления способы и приемы управленческого воздействия на них и как они действуют в соответствии с приказами, постановлениями, распоряжениями, инструкциями, исходящими от властных структур.

Надо учитывать также то обстоятельство, что размежевание между субъектом и объектом управления всегда относительно. Так, например, руководитель предприятия, выступая в качестве субъекта управления по отношению к другим людям, одновременно сам является объектом управления со стороны, например, руководителя органа власти.

3. Обеспечение правовой регламентации создания, функционирования и развития организации (фирмы, предприятия, учреждения и т.п.). Их деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), ОГЛАВЛЕНИЕ которого должно отвечать законодательству страны и пройти регистрацию в Министерстве юстиции.

4. Единство специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за большого разнообразия управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться унификацией, выработкой и применением общих методов управления.

5. Многовариантность управленческих решений диктуется возможностью в случае необходимости осуществить выбор наиболее подходящего, рационального и эффективного варианта, ведущего к достижению поставленной цели.

6. Обеспечение устойчивости системы по отношению к внешней среде. Стабильность функционирования управляемой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, что обусловливает лучшую приспособляемость организации к любым и, прежде всего неблагоприятным, изменениям во внешней среде.

7. Мобильность процесса управления, т.е. способность быстро, без особых трудностей приспосабливаться к новым вызовам и требованиям жизни.

8. Четкая формулировка и доведение до каждого работника миссии, ради достижения которой создана и функционирует данная организация. Главные усилия руководства предприятия, фирмы вплоть до масштабов страны должны быть направлены на то, чтобы сформулировать, показать на доступных аргументах (цифрах, фактах) задачи данной системы в режиме реального времени, а также на ближайшую и дальнейшую перспективу.

9. Создание возможностей роста и развития как организации в целом, так и каждого из се работников в отдельности. Следует иметь в виду, что каждое предприятие состоит из работников, обладающих разным уровнем квалификации, знаний и опыта. Эти люди выполняют разные виды работ. Поэтому необходимы, по крайней мере, три вещи:

1) обмен информацией между отдельными работниками и подразделениями данного предприятия;

2) индивидуальная ответственность каждого работника за свои профессиональные (а еще более — за непрофессиональные действия);

3) создание условий и возможностей для продвижения работников по ступеням профессионально-служебной лестницы.

10. Применение общих методов управления с учетом исторических и национально-культурных особенностей конкретного общества, конкретной организации. Управленческие кадры, работающие в различных странах, могут применять в своей деятельности одни и те же методы. Но способ их реализации не может оставаться неизменным. Он должен определенным образом трансформироваться применительно к каждой стране и ее культуре. Проблема заключается в том, чтобы для повышения эффективности управленческой деятельности выявить и использовать элементы традиции, истории и культуры собственного народа. И здесь нельзя не согласиться с мнением известного специалиста в области теории и практики менеджмента П. Друкера, который утверждает: "Разница между японским "экономическим чудом" и нынешней относительной слабостью экономики Индии объясняется тем обстоятельством, что японским менеджерам удалось привить "импортные" концепции менеджмента на свою культурную почву и добиться того, чтобы эти концепции дали богатый урожай".

Ни один из этих принципов, взятый сам по себе, в отрыве от всех остальных не обеспечивает эффективности управления. Только взятые в системе, в органической целостности, дополняя и усиливая друг друга, они при своем практическом воплощении могут создать условия для эффективной управленческой деятельности. При этом важна опора на четкое соизмерение действий с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов — людских, природных, финансовых, материально-технических, социальных, культурных.

Заключение

Понятие является одной из исходных общезначимых логических форм мышления. Мы осознаем окружающий мир и самих себя прежде всего через понятия, которые являются логическими атомами нашей интеллектуальной деятельности, опорными пунктами как обыденного, так и научного познания. Н. Г. Чернышевский неспроста говорил, что об уровне развития науки судят, прежде всего, по степени разработанности ее понятийного аппарата.

В ряде специальных областей познавательной и практической деятельности, в частности в юриспруденции, понятия играют особую роль, поскольку обладают достоинством законов и включены в нормативные акты и регламентирующие документы.

Выводы

Исходной общезначимой логической формой мышления, позволяющей отражать действительность на рациональном уровне познания, является понятие.

Через структуру понятия мы выходим на осмысление одного из неосновных законов логики — закона обратного соотношения содержания и объема понятия, который лежит в основе операции обобщения и ограничения понятий.

Знание сущности, структуры, видов и отношений между понятиями обогащает логическую культуру мышления, позволяет свободно, грамотно и безошибочно применять понятийный аппарат в процессе повседневного общения и выполнения профессиональных задач.