Понятие, виды и жанры периодической печати

Периодическое издание (раньше употреблялся термин "повременное") – это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными. Продолжающиеся издания не имеют четкой периодичности выхода в свет и выходят по мере накопления материала.

Периодическая печать как исторический источник обладает следующими особенностями:

многообразие форм подачи информации, каждая из которых предполагает свои методы использования в исторических исследованиях;

– оперативность и периодичность опубликования информации;

– зависимость информационной политики от целей издателя;

– зависимость от цензурных ограничений.

Формы опубликования материалов в периодических изданиях:

– официальная информация о постановлениях органов власти, материалы съездов, конференций, сообщения информагентств;

– информационные материалы самого издания (хроники событий, репортажи корреспондентов, фоторепортажи);

– редакционные материалы (передовицы и редакционные статьи);

– аналитические материалы, т.е. авторские размышления по поводу событий (статьи, очерки, рецензии);

– художественно-публицистические материалы (фельетоны, стихи, памфлеты);

– письма читателей;

– реклама.

Опубликованные в периодических изданиях тексты и изображения могут принадлежать к разным видам источников: законодательные, делопроизводственные, статистические документы, материалы личного происхождения.

Дискуссия

В. Рынков считает, что выделение периодической печати в особый вид письменных источников в отечественном источниковедении влечет за собой нарушение важнейшего логического принципа – единства критерия видовой классификации. По его мнению, единственный веский аргумент в пользу видовой обособленности периодической печати – публикация с определенной периодичностью материалов, объединенных общим оформлением и нумерацией.

Однако давно известна истина: публикация источника не меняет его видовую природу. В связи с этим периодическая печать – это одновременно место и способ публикации источников, ее отличают периодичность и единый подход редакции к делу обнародования последних. Таким образом, как считает В. Рынков, "периодика никогда не была и не станет видом исторических источников, а, напротив, сама может содержать в себе источники всех видов".

Действительно, каждое из периодических изданий является сложным комплексом, любой элемент которого может быть исследован отдельно (например, газетные передовицы или фоторепортажи), с применением соответствующих методов анализа. Однако вместе с тем периодическое издание способно стать предметом конкретного источниковедческого исследования как особый синтетический источник, сложившийся и функционировавший в конкретное время, с учетом исторических реалий, общей редакционной политики.

Объектом источниковедческого изучения является периодическое издание, взятое в целом, в единстве всех его издательских единиц (книг, томов, номеров, приложений к ним), в строгой хронологии выхода их в свет, как особый источник, сложившийся и функционировавший в конкретное время в конкретных исторических условиях.

Главное свойство периодического издания – сроки выхода в свет, которые определяются термином "периодичность" и измеряются числом выпусков в единицу времени: неделю, месяц, квартал, год. В России принято считать периодическим издание с выходом от двух раз в год до ежедневного, при этом важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике хотя бы в течение года.

Газета – издание листовое, а журнал – книжное. Газета обычно выходит чаще журнала и является изданием более массовым (имеет больший тираж), но принципиальная разница не во внешних отличиях: некоторые журналы и газеты могут иметь одинаковую периодичность (например, один раз в неделю), объем (24 страницы и больше), нередко тиражи журналов превышают тиражи газет. Даже если газету сброшюровать и переплести в виде журнала, она не перестанет быть газетой. Главное отличие газеты от журнала заключается в характере информации и оперативности. Для газеты, информирующей население и формирующей общественное мнение ежедневно, важны оперативные сообщения о событиях текущей жизни, для журнала – их комментарий.

По словам издателя Н. А. Полевого, "девиз газеты есть новость, девиз журнала – основательность известий".

Газета и журнал различаются по способу воздействия на читателя, механизму подачи информации. Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу – статьи, обзоры, рецензии, отличающиеся обстоятельностью аргументации, фундаментальностью подхода, языком и стилем изложения.

Газета – листовое периодическое издание, содержащее событийную или иную информацию о предметах и явлениях окружающей действительности, проблемы и комментарии текущей политической, социально-экономической, культурной жизни общества и отличающееся наибольшей оперативностью среди других печатных изданий. Выделяют газеты общеполитические и специализированные. Общеполитические издания условно можно охарактеризовать как СМИ для всех и обо всем, что во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке и незаменимость в качестве исторических источников. Специализированные издания отличаются профилизацией тематического ряда либо ограничением аудитории и тематики. Встречаются издания, совмещающие эти характеристики; достаточно часто таковыми являются партийные издания, целевое назначение которых определяется задачей коммуникации для членов определенного политико-идеологического течения, они функционируют по принципу "обо всем – для единомышленников". Журнал – периодическое издание, по материальному воплощению аналогичное книжному, отличающееся от других СМИ меньшей оперативностью, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее анализ общественных отношений, постановку научных, политических, социально-экономических, духовных проблем, а также различную социально востребованную информацию. Выделяют журналы литературно-художественные, общественно- политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, реферативные.

В XVIII в. происходило становление повременных изданий. С начала XIX в. ведущее положение в периодике принадлежало толстым журналам-ежемесячникам, в пореформенное время их позиции потеснили еженедельные журналы и газеты. В начале XX в. журнал уступил место газете, не успевая за темпом общественно-политической жизни. В XX в. появились несколько новых СМИ. С изобретением радио была нарушена монополия печатных изданий: радиостанции распространяли информацию со скоростью, не достижимую даже для ежедневной газеты. Появление телевидения дало людям не только возможность оперативно узнавать о событиях, но и наблюдать происходящее на экране. Позднее возникли сетевые периодические издания. Однако печатные издания не исчезли, усилился процесс их специализации, произошло совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации. Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газеты и журналы сосредоточены на комментировании, первичном анализе ситуации, прогнозировании ее развития.

Газетные материалы особым образом структурированы. Часто они группируются в тематические подборки, объединяемые общими названиями, которые в редакционной практике именуются шапками. Тематическая подборка представляет объединение однородного по содержанию, но не по жанрам материала. Обычно в ней помещаются статья обобщающего характера, заметки собственных корреспондентов, хроникальные сообщения и пр. В подборках сконцентрирован материал по определенному вопросу, например, о ходе избирательной или хозяйственной кампании и пр.

Центральное место в газетах часто занимает передовая статья, располагающаяся обычно на первой странице слева. Знакомство с ней позволяет выявить основную направленность номера, злободневные вопросы текущего периода. Передовая была жанром почти исключительно газетным, получила распространение со второй половины 1860-х гг. и обычно не подписывалась. В редакционной практике было принято подразделять передовые статьи на три вида: оперативные, общеполитические и пропагандистские. Оперативные посвящались наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства, вскрывали недостатки. В общеполитических содержались широкие политические обобщения. Пропагандистские давали развернутые разъяснения политики властей.

Своеобразие прессы как источника заключается не только в особой информационной функции, сложной структуре, но и в разнообразии ее специфических жанров.

Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики.

Жанры периодики условно можно разделить на следующие:

1) информационные;

2) аналитические;

3) художественно-публицистические.

Для информационных публикаций общей чертой является стремление наиболее точно передать знание о событии, факте. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ аналитических материалов – авторские размышления по поводу событий, фактов, явлений действительности. Художественно-публицистические сочетают документализм с литературным вымыслом, дают эмоциональную оценку событий. В изданиях разного типа – разные жанровые системы: в деловом издании не встретишь зарисовку или сатирический фельетон. Однако для многих современных публикаций характерна размытость жанровых границ.