Понятие и виды органов государства

Орган государства – это самостоятельное подраэделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.

Поясним данное определение, указав на характерные признаки органа государства. Орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов. Каждый элемент этой системы выполняет свои задачи, а все вместе они образуют государственный аппарат. Орган государства создается на основе нормативных правовых актов, в которых четко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата. Орган государства может иметь сложную структуру, управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т.д. Они являются не самостоятельными государственными органами, а только структурными их подразделениями. Для руководства соответствующей областью общественной жизни орган государства наделяется компетенцией, т.е. определенными правами и обязанностями. В соответствии со своей компетенцией орган издает обязательные к исполнению правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства. Органы государства можно классифицировать по различным основаниям.

Выше уже было сказано о видах органов государства в соответствии с теорией разделения властей – законодательных, исполнительных, судебных, (контрольно-надзорных) – в зависимости от модификации теории разделения властей.

В Российской Федерации органом законодательной власти является Федеральное Собрание, исполнительной – Правительство РФ; высшие судебные инстанции – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ранее и Высший Арбитражный Суд РФ. В гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть" оказалась включенной и ст. 129, определяющая конституционно-правовой статус Прокуратуры РФ. Однако, как отмечается в литературе по конституционному праву, прокуратура находится вне системы судебной власти, ее нельзя смешивать и тем более отождествлять с названной властью, рассматривать в качестве одного из институтов судебной власти (см., например: Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1996. С. 425; Конституционное право: учебник / отв. ред. А. Е. Козлов. М., 1996. С. 358–359).

Кроме того, представляется возможным говорить о самостоятельном значении Президента РФ и, соответственно, о самостоятельном значении президентской власти.

По порядку образования различают органы, избираемые непосредственно народом (это, к примеру, Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Конституционный Суд РФ).

По способу принятия решений выделяют коллегиальные органы. Они принимают решения большинством голосов, простым или квалифицированным (Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ). Второй вид органов в этой классификации – единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ, Прокуратура РФ).

В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание, Правительство РФ). Органы специальной компетенции осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (например, различные министерства и ведомства).

По положению в иерархической структуре государственного аппарата различают высшие и местные органы государства. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию данного государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

По характеру подчиненности существуют органы исключительно "вертикального" подчинения (к примеру, прокуратура) и органы так называемого "двойного подчинения", например различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. Сама идея "двойного подчинения" обусловлена желанием учесть наряду с общегосударственными интересами местные интересы.

По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

По времени функционирования выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Обзор специальной литературы по теме

При изучении различных аспектов организации и деятельности государственного аппарата возможно обращение к исследованиям не только теоретического, но и конституционно-правового характера; следует обратить внимание и на конституционноправовой статус высших государственных органов.