Понятие и виды источников российского предпринимательского права

Термин "источник права" традиционно рассматривают в двух аспектах: материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права в формальном смысле – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В России, относящейся к странам с романо-германской правовой системой, судебный прецедент не является источником права (в отличие от стран англосаксонской правовой семьи – Великобритании, США). При этом выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Рассмотрим ведущие нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция не только закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, о которых мы говорили выше, но и устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

• равную защиту всех форм собственности (ч. 2 ст. 8);

• гарантию судебной защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 46);

• возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются па юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

Конституция также закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71–73).

2. Отраслевые кодексы (ГК, НК, КоАП и др.).

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

• Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

• Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

• Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";

• Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

• Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах";

• Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

• Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

• Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

• Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

• Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

• Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

• Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

• Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

• Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе";

• Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

4. Подзаконные акты.

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти");

б) постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС России и др.).

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ, издаваемые законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции компетенции. Они не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты, принимаемые по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

К источникам российского предпринимательского права относятся также обычаи.

Понятие обычая определено в ст. 5 ГК.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, нс предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Обычаи применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям содержатся в ряде статей ГК (ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего (соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота) и внешнего (придания обычаю обязательной силы путем прямого указания на эго в правовых нормах). Следовательно, для того чтобы стать источником нрава, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от воли сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе).

Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе основополагающих международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

• Конвенция ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г.;

• Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

• Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

• Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА [1]);

• Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др. Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции, ст. 7 ГК: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.