Понятие и виды эмоций

Из психологии известно, что эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – врожденные гедонические переживания (от греч. hedone – наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты – особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации (например, бегство, агрессия).

В целом биологические эмоции представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (например, избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения[1].

"Оксфордский словарь английского языка" определяет эмоцию как "любое возбуждение или нарушение равновесия ума, чувства, пассивности; любое неистовое или взволнованное состояние психики". Психолог Дэниел Гоулман, автор одной из самых популярных работ на тему эмоционального интеллекта, пользуется термином "эмоция" применительно к чувству и характерным для него мыслям, психологическому и биологическому состояниям и диапазону склонностей действовать.

Главные эмоции и некоторые члены их семейств, рассматриваемые Гоулманом, – это:

• Гнев: неистовство, грубый произвол, негодование, ярость... Как крайность – патологическая ненависть и бешенство.

• Печаль: горе, грусть, удрученность, меланхолия... Как патология – тяжелая депрессия.

• Страх: тревога, дурное предчувствие, нервозность... Как психопатология – фобия и паническое состояние.

• Наслаждение: счастье, радость, облегчение, блаженство... Как крайность – мания.

• Любовь: приятие, дружелюбие, доверие, обожание, агапе (деятельная, одаряющая любовь).

• Удивление: шок, потрясение, удивление, смешанное с восторгом.

• Отвращение: презрение, надменность, омерзение, неприязнь, неприятие.

• Стыд: чувство вины, смущение, досада, угрызения совести, чувство обиды, искреннее раскаяние[2].

Ряд вышеперечисленных эмоций подпадает под определение такого явления, как "чувство".

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом (доверие, любовь и др.).

Инсайт – озарение, открытие.

Стресс (от англ, stress – давление, нажим, напор; гнет; нагрузка; напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Близки к понятию стресса эмоции, называемые фрустрацией и аффектом.

Фрустра́ция (от лат. frustratio – обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) – психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной ее потребности. Она проявляется в эмоциональных процессах разочарования, тревоги, раздражения и даже отчаяния. Досада, неудовлетворенность, крушение надежд, разочарование.

Сейчас в организациях активно используется понятие "драйв" для обозначения такого состояния работника, которое характеризуется энергией, страстью к работе и стремлением добиваться положительных результатов. Управление драйвом включает выявление его источников, управление собственным драйвом менеджера и создание и поддержание состояния драйва у подчиненных. Источниками драйва могут быть системные (организационные) факторы, чувство страха и неудовлетворенности потребностей, чувство счастья от жизни, удовлетворенности потребностей, достигнутых результатов, осознание реализации своего потенциала и понимание смысла своей жизни[3].

Специалисты, в частности проводят различие между понятием "чувство" и понятиями "эмоция", "аффект", "настроение", "переживание" и "ощущение".

В отличие от эмоций и настроений, чувства имеют выраженную объектную привязку: они возникают по отношению к кому-либо или чему-либо, а не к ситуации в целом. "Я боюсь этого человека" – это чувство, а "Мне страшно" – это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.

От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того, аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.

Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Потребности, степень их удовлетворенности и неудовлетворенности является одним из источников эмоции, мотива, активности, стремления, деятельности.

Источником стресса, фрустрации, аффекта может быть когнитивный диссонанс – состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни. Так, честный в жизни бухгалтер, вынужденный по условиям своей работы вести двойную бухгалтерию, ощущает когнитивный диссонанс, который может привести его в состояние постоянного стресса со всеми вытекающими негативными для психики и организма последствиями. Это же состояние известно как ролевой конфликт, когда человек вынужден играть одновременно две роли, требующие конфликтующих между собой личностных качеств и форм поведения.