Понятие услуг в праве Европейского Союза

Под услугами в праве Европейского Союза согласно ст. 57 Договора о функционировании Европейского Союза понимаются те услуги, которые обычно предоставляются за вознаграждение, они не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, капиталов и лиц.

Приведенное определение акцентирует внимание на возмездном характере оказания услуг, при этом "предоставление услуг должно быть реальным и эффективным, не малозначительным и не вспомогательным" (объединенное дело С-51 /96 и C-I9I/97 "Deiiege"),

По своей природе услуги всегда абстрактны, что отличает их от свободы передвижения товаров, и оказываются персонально, что роднит их со свободой учреждения. Но от свободы учреждения услуги отличает их оказание на временной основе, причем независимо от создания лицом, предоставляющим услуги, "некоторой инфраструктуры", если это оправдано целями оказания услуг (дело С-55/94 "Gebhart").

Согласно ст. 49 Договора о функционировании Европейского Союза запрещаются любые ограничения на свободу оказания услуг на территории Сообщества частными лицами, которые учреждены в государстве- члене, отличным оттого, где учреждено лицо, которому услуги предназначаются.

На практике свобода передвижения услуг реализуется:

– при передвижении лица на территорию другого государства-члена с целью оказания услуг;

– передвижении лица на территорию другого государства-члена с целью получения услуг;

– передвижении услуг без сопутствующего передвижения лица.

На уровне вторичного права свобода передвижения услуг регулируется Директивой Европейского парламента и Совета 2006/123/ЕС об услугах на внутреннем рынке (12 декабря 2006 г.), а также рядом секторных директив, посвященных отдельным видам услуг в Союзе.

Однако существуют пределы свободы передвижения услуг:

1) это банковские, страховые и транспортные услуги;

2) не все услуги либерализированы;

3) в договоре содержатся исключения из свободы передвижения услуг, аналогичные тем, которые действуют в отношении свободы учреждения.

Схема 6.9. Понятие услуг в праве Европейского Союза

Свобода движения капиталов

Передвижение капиталов характеризуется следующим:

1) это финансовые операции, связанные с инвестированием;

2) такое инвестирование производится в другое государство-член;

3) важным признаком является невозвращение финансовых ресурсов в страну первоначального нахождения в разумный срок.

Передвижению капиталов посвящена Директива Совета № 88/361/ ЕЭС (24 мая 1988 г.).

Сама свобода передвижения капиталов предусматривает запрет на любые ограничения передвижения капиталов между государствам и – членами и между государствами-членами и третьими странами. Таким образом, выделяют два аспекта свободы передвижения капиталов: внутренний и внешний. Существуют и ограничения в отношении каждого из них.

Мероприятия, ограничивающие внутренний аспект, приведены в ст. 65 Договора о функционировании Европейского Союза:

а) применение относящихся к делу положений их налогового законодательства, которые устанавливают различия между налогоплательщиками, находящимися в неодинаковых условиях относительно их налогового домициля или относительно места вложения их капиталов;

б) принятие всех необходимых мер по предотвращению нарушений национальных законов и актов исполнительной власти, особенно в области налогообложения и тщательного контроля за деятельностью финансовых учреждений, или установления процедуры декларирования данных о движении капитала для административных и статистических целей, или принятия мер, которые являются оправданными сточки зрения публичного порядка или государственной безопасности.

Внешний аспект ограничений включает: 1) ограничения status quo; 2) ограничения, связанные с экономическим и валютным союзом; 3) финансовое эмбарго.

Схема 6.10. Свобода движения капиталов

Виды платежей в Европейском Союзе

Ключевые признаки, отличающие категорию "платежи" от категории "капиталы", были сформулированы в решениях по делам С-286/82 "Luisi and Carbone" и С-7/78 "R.v.Thompson". Передвижение платежей включает такие компоненты, как:

1) простые передвижения в иностранной валюте;

2) передвижения между двумя государствами-членами;

3) использование валюты одного из государств-членов;

4) трансграничные платежи в евро.

В отношении платежей действует Регламент Европейского парламента и Совета № 2560/2001 о трансграничных платежах в евро (19 декабря 2001 г.).

В остальном правовой режим регулирования свободы передвижения платежей и капиталов сходен. Как и свобода передвижения капиталов, свобода передвижения платежей предусматривает запрет на любые ограничения передвижения капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами.

Схема 6.11. Виды платежей в Европейском Союзе