Понятие церкви

В переводе с греч. "церковь" – "дом Бога", "дом Господний". И в одном из значений этого слова под "церковью" понимают здание, культовое сооружение для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты (правильнее называть церковное здание храмом, однако следует считаться и с этим, распространенным употреблением слова "церковь").

В другом, более строгом значении этого слова "церковь" – это особый тип религиозной организации, объединение последователей христианской религии на основе общности вероучения и культа. В этом случае говорят о православной церкви, католической, евангельской.

Слово "церковь" может употребляться и в некоторых других значениях, связанных с тонкостями христианского вероучения (например, как "Тело Христово", состоящее из Иисуса Христа и всех христиан – и живых, и умерших).

Слово "церковь" иногда произвольно и безосновательно используется в названиях религиозных групп, не связанных с христианством; например, так называемая церковь сайентологии. Вообще не используют это слово в иудаизме и в исламе.

Вопрос о границах церкви относится к сфере канонического права, и канонисты (специалисты в области канонического права) считают, что само понятие "церковь" является специфически христианским, и церковь не может рассматриваться в качестве религиозной организации нехристианского вероисповедания.

К главным признакам церкви относят:

• наличие разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

• иерархический характер, централизация управления;

• разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

В православии Церковь представляется как общество (совокупность индивидов), которое отличается от всех прочих обществ тем, что учредителем его является сам Христос.

Религиозные организации во все времена играли важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления – городская община, дворец и храм.

В иудаизме нет церкви ни теологически – поскольку нет посредников между Богом и отдельным иудеем, ни институционно – поскольку отсутствует церковная иерархия. В иудаизме нет "священства" и "мирян".

В исламе также нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает какого-либо посредника между Богом и человеком. В исламе все верующие абсолютно равны перед Богом, в том числе и в свободе толкования Корана. Выделяются лишь люди, отличающиеся своей ученостью в области мусульманского Писания и Предания (Корана и хадисов).

В мире более 40 мусульманских стран. В этих странах мусульмане как минимум преобладают среди верующих, а как максимум и среди населения. Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция), одна – в Европе (Албания), 16 стран – в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.) и 26 – в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и др.). В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырех – шииты (Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн). В России ислам по распространенности – вторая после православия религия.

Правовые режимы взаимоотношений государства и церкви (религиозных организаций)

Существуют следующие основные виды взаимоотношений церкви и государства:

• статус государственной церкви;

• режим отделения церкви от государства;

• правовой статус традиционных религий.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает глава государства – монарх. Почти в 30 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

• за церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.;

• церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь;

• церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);

• церковь имеет право участвовать в политической жизни, в частности через свое представительство в государственных органах;

• церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Евангелическо-лютеранская церковь является государственной в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии. В Шотландии государственной является пресвитерианская церковь.

Для режима отделения церкви от государства (Франция, США, Россия) характерно следующее:

• государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность;

• государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки;

• церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;

• отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Статья 14 Конституции РФ гласит: "1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". На основе этих положений Конституции и специальных нормативных юридических актов каждому, находящемуся на территории РФ, законодательно гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

О правовом статусе традиционных религий можно сказать следующее.

Распространенным направлением политики зарубежных государств в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. В ряде государств (Бельгия, ФРГ, Нидерланды) институт государственной религии заменен институтом юридического признания религии со стороны государства. Отличие этого института от государственной религии заключается в том, что государство не вмешивается в назначение священников и регулирование внутренней деятельности церкви, но тем не менее оказывает официально признанной церкви финансовую поддержку, а нередко признает за церковной церемонией брака юридические последствия.

Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, духовно-нравственного и патриотического образования и др.

Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций имеет место в различных странах мира.

В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии Конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий.

В Ирландии Конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования.

Только в трех государствах мира отсутствует такая практика – в США, во Франции и в Российской Федерации [1].