Понятие и типы социокультурной нормы

Наряду с понятием морали довольно часто используется близкое к нему понятие этоса, вбирающее в себя достаточно широкий спектр явлений – не только обычаи, правы, привычки, душевный склад или даже образ-характер человека либо объединения людей, которые характеризуют их как целостность (Аристотель), но и уклад, строй жизни как мироощущение людей (М. Вебер). С помощью этого понятия характеризуется установленная система согласованных правил и образцов поведения, которые определяются через понятие нормы.

Норма – это такой образец, который принимает форму безличного, всеобщего и общеобязательного требования; это всеобщий принцип поведения, результат обобщения массовой социальной практики – однотипных действий и поступков большого числа индивидов при множестве однотипных ситуаций. Иными словами, в норме находит отражение прошлый культурный опыт человечества. Поэтому социальная норма – регулятор массового поведения, она опирается на единые и общие критерии, определяет меру дозволенного (допустимого), должного и запрещенного (недопустимого), границы допустимого и обязательного вариантов поведения. Определяя возможные и обязательные варианты действия, норма устраняет или ограничивает неопределенность (энтропию) в поведенческих актах, вносит организованность, устойчивость, целенаправленность и согласованность в жизнь общества.

Вместе с тем в аспекте ответственности и вины общество во все времена "карательно-индивидуалистично". В примитивных обществах как основная репрессивная практика существовала практика остракизма, изгнания. Правда, в этих обществах вина человека определялась вне зависимости от того, хотел он или не хотел нарушить правило (например, убийство животного-тотема карается смертью, даже если оно совершено невольно, по оплошности, без осознанного мотива). Правило вменения вины по мотиву утверждается по мерс развития религиозного сознания, с формированием монотеистических религий. Христианская религия доводит правило субъективного вменения до пределов возможного: она ставит в вину человеку даже его неосуществляемые мотивы ("кто взглянул на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем")[1].

Выделяют четыре типа социокультурных норм (рис. 11.2)[2]:

1) статистические (складываются стихийно в той или иной культуре в виде массового обычая поступать так, а не иначе);

2) институциональные (зафиксированные в официальных документах – политических, юридических, религиозных и др., поддерживаются с помощью авторитета власти, применения насилия в необходимых случаях);

Рис. 11.2. Типы социокультурных норм

3) конвенциональные (рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силы закона, занимающие промежуточное положение между институциональными и статистическими нормами);

4) эталонные (специально созданные в качестве образца для подражания в литературе, кино, религии).

Существуют универсальные (для всего общества) и специфические (для той или иной субкультуры) нормы, правила и образцы поведения. Специфические для профессиональной субкультуры морально-этические нормы, правила и образцы поведения концентрируются в профессиональной этике и фиксируются в корпоративных кодексах.

Так, в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России[3].

Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей – честности и правдивости.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявить себя во всем блеске.

Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. "Единожды солгавший, кто тебе поверит?" Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение "двум господам" противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Следует, однако, иметь в виду, что сам процесс формирования и реализации того или иного типа профессиональной этики обусловлен особенностями культуры. Так, мы уже обращались ранее к проблеме влияния религиозного мировоззрения на характер трудовой деятельности (см. гл. 10). Заметим, что в период "дикого рынка", когда экономика социально не ориентирована, а корпорации недостаточно социализированы, шаблоны традиционной морали зачастую не в состоянии удержать индивидуализм или групповой эгоизм участников рынка, не соблюдающих правила рыночной игры и прибегающих к различным формам морального лицемерия. Кроме того, в среде непосредственных участников "дикого рынка" процветает непрофессионализм, дилетантизм, который легко узнать по таким признакам, как тщеславие, стремление к демонстрации власти, ориентация на немедленный успех, а также по тщательному следованию за внешними знаками престижности (одежда и аксессуары, автомобили, посещаемые места развлечений и т.п.).

В стабилизировавшейся социально-экономической ситуации усиливается значимость мотивов служения Делу, ориентация на достижение высокого профессионального статуса, моральной оценки со стороны других членов общества. Представления о долге и призвании становятся интересами высшего порядка. Именно через понимание призвания происходит конкретизация культурного смысла своего труда, его самоценности. А индикатором является отношение профессионала к своему труду: необходимые обязанности он исполняет "не за страх, а за совесть", как долг ради долга. Человек призвания способен к самопринуждению и самодисциплине.

Однако социальная система не сможет выжить, если согласие с большей частью ее норм не будет носить обязательного характера, т.е. если не будут применяться негативные санкции к непослушанию: апелляции к чести и совести оказывается недостаточно. Негативные санкции "напоминают" добропорядочным гражданам об их обязанностях и служат наказанием для нарушителей. Иногда можно услышать, что в ситуации свободного рынка, когда действуют жесткие условия конкуренции, происходят процессы саморегулирования: например, некачественные товары и услуги сами по себе вытесняются с поля потребления. Это действительно так, но в то же время это не решает проблему радикально. Поэтому в развитых социально-экономических системах существуют общественные движения, защищающие права потребителей, например Greenpeace. Их задача – общественное осуждение некачественных товаров и услуг и их рекламы и доведение достоверной информации до населения.

Но и этого недостаточно для гарантии прав потребителей, поэтому вырабатывается система государственного регулирования посредством законодательных актов. Движение, направленное на обеспечение прав потребителей, называется консьюмеризмом. Оно зародилось в США и прошло несколько этапов в своем развитии[4].

1. Борьба с недоброкачественной продукцией. Первый протест потребителей, зафиксированный документально, произошел в штате Массачусетс в 1775 г., когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу.

2. Антимонопольная борьба и контроль за продуктами питания и лекарствами. В 1890 г. в США был принят антитрастовский закон Шермана, ограничивающий влияние большого бизнеса на сдерживание конкуренции. В 1906 г. была учреждена Администрация по продуктам питания и лекарствам и т.п. В 1936 г. в США был создан Союз потребителей, выпускающий ежемесячный журнал "Consumer Reports", в котором проводится сравнение конкурирующих продуктов и услуг. Союз независим как от бизнеса, так и от государства.

3. Борьба с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой.

4. Защита окружающей среды, борьба с недостоверной информацией о воздействии продуктов па здоровье и регулирование рекламы для детей. В 1960-х гг. в США поднимаются проблемы опасности пестицидов и других химикатов в пищевых и прочих продуктах. Законодательно устанавливаются стандарты безопасности для автомобилей. В 1970-е гг. принимаются законы, ограничивающие загрязнение воздуха, усиливающие контроль над токсичными веществами, поддерживающие консервацию ресурсов и защиту качества питьевой воды. Агентство защиты окружающей среды устанавливает контроль над промышленными выбросами, токсичными отходами и автомобильными выхлопами. Федеральная Торговая комиссия устанавливает четкие правила для определения недостоверной рекламы, заставляет сигаретные компании раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ вредной смолы на упаковках и расследует влияние телерекламы на детей. Под воздействием такого рода организаций ряд крупных компаний ("Procter & Gamble", "McDonalds" и др.) вынужден был изменить технологии производства и упаковки (в частности, перейти от пластиковой упаковки к бумажной).

Консьюмеристское движение существует и в других странах мира. В России по понятным причинам оно только разворачивается. В Федеральном законе от 19 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе", в частности, дается характеристика недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы, которая не допускается. Например, заведомо ложной можно назвать телевизионную рекламу кулинарного жира "Рама", приравнивающую его к сливочному маслу "Вологодское" и демонстрирующую поедающих его детей. Жульничество и дезинформирование потребителей может выглядеть как обман относительно низкого содержания холестерина и уменьшение веса упаковки, продающейся по прежней цене, как завлечение людей в магазин снижением цен на конкретные товары, а потом убеждение купить более дорогую вещь и т.п.