Понятие, сущность, признаки и функции государства

Упомянутые научные школы и концепции содержали самые разнообразные подходы к восприятию государства. Сам термин "государство" стал употребляться в Западной Европе в привычном для нас смысле в Новое время. Главная проблема при определении его сущности состоит в выборе между двумя главными вариантами ее оценки: "пессимистическим" и "оптимистическим".

Первый вариант заключается в признании того, что государство как аппарат публичной власти, осуществляя ее, действует исключительно в своих интересах (или в интересах господствующей в обществе социальной группы, слоя), хотя объявляет себя при этом защитником всей нации.

Во втором варианте предлагается признать, что государственный механизм работает преимущественно в общих (публичных) интересах под прессингом гражданского общества, умело использующего для воздействия на государство правовые средства. Принуждение в последнем случае применяется "дозировано", в той мере, которая необходима обществу, и является результатом согласования важнейших интересов большинства социальных групп.

Выделяют и третий, "средний путь" в определении сущности государства, при котором государство рассматривают как политическую организацию, обеспечивающую и интересы правящих слоев, и общесоциальные интересы[1].

В современной учебной и научной литературе наиболее распространенным типом определения государства является определение данного феномена через его признаки. Правда, в вопросе о признаках государства среди ученых не достигнуто единство мнений, и перечни этих признаков варьируются от одного издания к другому. Однако основные характеристики, отличающие его от иных социальных институтов, все же признаются присущими государству большинством авторов. Именно они использованы в приводимом определении.

Государство – это главное воплощение публичной власти, центральный институт общества, обладающий специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, в том числе через принуждение, имеющий определенную политико-территориальную организацию и осуществляющий управление в масштабах всего общества.

Среди признаков государства, таким образом, можно выделить следующие его характеристики.

1. Обладание публичной властью в такой форме, которая обеспечена особым аппаратом принуждения, способным делать свои веления общеобязательными.

Этот аппарат представлен особым слоем людей, выполняющих управленческие функции и властные полномочия на профессиональной основе. Государство является центральным институтом общества, так как: 1) обладает упомянутым аппаратом и правом как универсальным регулятором общественных отношений; 2) имеет самую широкую социальную основу; 3) располагает огромными материальными ресурсами, обеспечивающими реализацию любых его целей.

2. Территория – материальная основа бытия государства. Это участок суши и вод, "очерченный" государственной границей. В пределах соответствующей территории распространяется суверенитет государства, действует его власть. Для наилучшего управления территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, в границах которых действуют институты публичной власти. Государством могут быть избраны разные модели управления на местном уровне административно-территориальной единицы: 1) управление на местах осуществляют территориальные структуры государственных органов (Китай); 2) на местном уровне управляют, координируя свои усилия, как представители государственной власти, так и органы местного самоуправления (Франция); 3) исключительно органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, осуществляют публичную власть в пределах административно-территориальных единиц (Россия).

3. Население – люди, проживающие на территории государства и объединенные друг с другом и с государством не кровно-родственными связями, а правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет воплощен в верховенстве, единстве и независимости государственной власти как внутри территории государства, так и за ее пределами. Верховенство выражается в том, что только решения органов государственной власти обладают высшей силой и общеобязательностью. Единство власти проявляется в том, что все государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат, реализующий единые функции государства. Его деятельность основана на единых принципах, подчинена единым политическим целям. Например, в демократическом государстве системообразующим является принцип разделения властей, а в социалистическом государстве – это принцип советов. Независимость означает, что никакой политический институт или орган (к примеру, центральные органы наиболее влиятельной партии, властные структуры зарубежного государства, какие-либо негосударственные структуры или международные организации) не должен вторгаться в процесс принятия государственно-властных решений, препятствовать осуществлению власти органами соответствующего государства.

Суверенитет государства произволен от народного суверенитета, а последний, в свою очередь, – от национального суверенитета.

Народный суверенитет – неотчуждаемое право народа осуществлять верховную власть в обществе, быть ее источником. Национальный суверенитет воплощен в праве нации на самоопределение, т.е. на выбор формы своего политико-правового бытия. Ею может быть не только национальное государство, но и национально-государственное образование (субъект федерации или автономия) или общественное объединение – национально-культурная автономия.

5. Налоги и займы также рассматриваются в качестве признака государства. Налоги как общеобязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц – отечественных и иностранных, – должны обеспечить необходимую финансовую основу для выполнения государством своих функций в обществе.

Некоторые авторы выделяют еще и такие признаки государства, как правотворчество и государственная символика (гимн, герб, флаг).

Роль государства в жизни общества принято рассматривать через его функции. В их реализации проявляется социальное назначение государства. Оно выражено в решении и масштабных, комплексных задач, таких как обеспечение социального управления и безопасности общества в целом, и локальных, но при этом не менее важных проблем, связанных с социальной зашитой населения.

Функции государства традиционно определяются как основные направления его деятельности.

Наиболее распространенным является деление функций государства в зависимости от их предназначения на внутренние и внешние.

К внутренним функциям принято относить:

1. Упорядочение совместной жизни людей в обществе. Эта функция носит комплексный характер и включает социальное управление в сфере экономики, политики, культуры. В связи с реализацией данной функции создаются правовые нормы, обеспечивается их реализация, образуются государственные органы, определяются их полномочия. Обычно в учебной литературе специально подчеркивается, что не следует функции государства отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций[2].

2. Умиротворение социальных конфликтов. Государство, реализуя эту функцию, предотвращает социальные конфликты путем применения необходимых правовых и политических средств согласования противоречивых интересов различных социальных групп; разрешает их, устраняя, например, причины, породившие противостояние, или подавляет выступления социальных групп (слоев). В первую очередь внимание государства привлекают антагонистические конфликты, так как их стороны видят разрешение конфликта только в уничтожении противника. Такое развитие событий представляет серьезную угрозу и для слоя властвующих, и для всего общества в целом, поэтому силовые структуры и правоохранительные органы государства стремятся устранить прежде всего именно этот тип конфликтов.

3. Функция охраны правопорядка. Для того чтобы понять суть данной внутренней функции государства, важно осознавать смысл термина "правопорядок". Под ним принято понимать систему урегулированных правом общественных отношений, ставшую результатом реализации правовых норм. Для достижения такого состояния общественной жизни необходимо, чтобы государство предупреждаю и пресекало правонарушения, выявляю и задерживаю правонарушителей, привлекало их к ответственности.

4. Узкосоциальная функция. Эта функция в первую очередь воплощена в усилиях государства, направленных на обеспечение интересов и защиту наиболее уязвимых социальных групп: престарелых, больных, инвалидов, женщин, малолетних – всех тех, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Организация систем здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты происходит в рамках реализации именно данной функции государства.

Внешние функции государства представлены:

1) обеспечением безопасности, целостности страны, ее суверенитета. Данная функция, в частности, выражается в предотвращении или отражении агрессии со стороны других государств, в защите государственных интересов от внешнего враждебного влияния, в том числе посредством противодействия иностранным разведкам;

2) функцией сотрудничества с другими государствами в политической, экономической, культурной сферах.

Важное значение в современных условиях приобретает также экологическая функция государства, которая в равной степени значима как во внутреннем, так и во внешнем аспекте, поскольку экологический кризис человечества относится к числу глобальных проблем современности, а значит, не может успешно быть преодолен только в масштабах одного государства.