Лекция 5. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие правопонимания и значение этой категории для сущности и определения права;

• типы правопонимания: естественно-правововой, социологический, нормативистский;

• понятие и признаки права;

• функции права;

• понятие и принципа права;

уметь

• отличать право от других регуляторов общественных отношений (мораль, религия, корпоративные, локальные и другие нормы);

• распознавать понятие право в разных типах правопонимания;

владеть навыками

• сравнения нормативного и индивидуального правового регулирования;

• выявления принципов права как основных идей и базиса права;

• применения понятия функций права для классификации других правовых явлений.

Правопонимание. Типы понимания права

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно: 1) отношением субъекта познания к правовой действительности; 2) научным направлением, теорией.

Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Центральным их звеном является понятие права, его основных категорий и принципов.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. За историческими, географическими и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, оставляя это поле для ученых упражнений, научных дискуссий. Впрочем, официальное определение закона также отсутствует.

Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опиралась их авторы: естественно-правовые, позитивистские и социологические.

Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Право естественное – результат развития общества. Естественные права возникают и существуют независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет. И хотя в некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность.

Естественные права выступают в виде идей, представлений, выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право па жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры естественных прав, закрепленных в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся па следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра.

В современном правопонимании естественно-правовая теория интегрировала в теорию правопонимания.

Позитивистскому пониманию нрава соответствует определение права как системы норм, принятых или санкционированных государством.

Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства источником права в позитивизме может быть бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу "закон есть закон" независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и его справедливости. "Закон справедлив всегда" – это аксиома для позитивистов.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой он отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов, поскольку, согласно мнению приверженцев данной теории, суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель лишь придает праву силу закона. Таким образом, законодатель нс придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом.

Г. Ф. Шершеневич, принадлежа к российской социологической школе права, стремился отойти от догматической юриспруденции и показать связь юридических норм и отношений с социальной действительностью. Отправной точкой для него и других ученых его времени служит противопоставление естественного и позитивного права – "несомненный и непостижимый дуализм права".

Шершеневич Габриэль Феликсович (1863-1912)

Профессор, юрист, государственный деятель. Основные сочинения: "Философия права", "Теория государства и нрава", "Торговое право", "Гражданское право".

Путь России к праву большей частью позитивистский. В русской юриспруденции прослеживаются черты этатического, законнического позитивизма. До Октябрьской революции 1917 г. Россия входила в романо-германскую правовую семью, что предопределяло господство позитивизма, основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX в. юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.

После 1917 г. правовые учения в России переживали упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую революцию рассматривали как первый шаг на пути мировой революции, которая приведет к прекращению существования всех государственно-правовых институтов. Однако этим ожиданиям не было суждено осуществиться. Окончание Гражданской войны и военного коммунизма стало началом нового государственного строительства, что привело к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании стал классовый подход, а точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Но страной господствующего позитивизма стала не только Россия, по и в большинстве стран мира естественно-правовые концепции не были столь широко распространены. Характерное для многих разновидностей юридического позитивизма отождествление права с системой законов привело не только к серьезным концептуальным потерям, но и сильно привязало науку к воле законодателя, вследствие чего из юриспруденции выпало самое главное – право как справедливость. Такой подход делает законодателя абсолютным властителем над обществом, он может создавать право по своему усмотрению. Это объясняет притягательность позитивизма в качестве государственной доктрины. Типичное позитивистское мировоззрение выражается в известном выражении "закон есть закон".

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое и ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных наук. Его основу может составить учение о естественной справедливости, которое создаст фундамент правотворчества.