Понятие странового риска и его структура

Под "страновым" риском (country risk) понимают возможность задержки, сокращения в объеме или полного отказа от уплаты процентных платежей и (или) основной суммы долга по причинам, связанным со страной базирования заемщика (в которой он зарегистрирован как юридическое лицо и (или) осуществляет свою основную деятельность).

Страновой риск – это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово- экономических и социально-политических переменных. И если в экономически развитых странах уровень странового риска – достаточно медленно меняющаяся величина, то для стран с развивающимися фондовыми рынками (emerging markets) риску присуща значительная краткосрочная волатильность.

Характер риска может быть различен. Он определяется факторами, лежащими в его основе, – политическими, экономическими, финансовыми, социальными и др. Такой риск свойственен всем видам инвестиций и, вообще говоря, не связан непосредственно с проектом. Кстати, различие в степени политических рисков в России и в западных странах объясняет и значительные различия в нормах дисконта, которыми руководствуются российские и западные инвесторы при оценке эффективности однотипных проектов. С этих позиций меры по совершенствованию законодательства, стимулированию иностранных инвесторов, различного рода межгосударственные соглашения следует рассматривать и как меры по снижению политического риска. Эффективное управление риском зависит от способности квалифицировать риски. А измерение риска требует как выявления самой неопределенности, так и ее возможного воздействия.

Необходимо изначально правильно оценить финансовую устойчивость иностранного контрагента. Оценка странового риска представляет собой анализ прошлой, настоящей и будущей кредитоспособности страны-заемщика, т.е. ее возможности выполнять свои финансовые обязательства. Прогнозирование странового риска опирается на анализ показателей, основанный на изучении цифровых данных и соотношений.

Анализ странового риска (country risk) проводится для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы при инвестировании средств в другую страну. Он определяет вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и (или) инвесторам[1].

В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический риск, и коммерческий риск (рис. 6.1). Последний делится в зависимости от уровня своего влияния: на уровне государства – это риск неплатежеспособности (sovereign risk), "ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам"[2]; на уровне компаний – это трансфертный риск (transfer risk) – риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам и инвесторам[3].

Рис. 6.1. Структура странового риска

Данная классификация странового риска[4] хороша тем, что дает ответ па волнующий оценщиков вопрос: где все- таки учитывается страновой риск в ставке дисконта – в безрисковой ставке или отдельным слагаемым? Речь идет о построении ставки дисконта как методом САРМ, так и кумулятивным методом. В обоих случаях за базу расчетов берется ставка дохода по безрисковым ценным бумагам. Расчет стоимости собственного капитала при этом проводится в два этана:

1) определение соответствующей безрисковой ставки дохода;

2) оценка величины соответствующей премии за риск инвестирования в данную компанию по сравнению с безрисковыми инвестициями.

В материалах компании Deloitte&Touche[5] четко указывается: "Если покупатель предприятия не является гражданином данной страны, его деятельность сопряжена с дополнительными рисками, включая:

• риск, связанный с конвертированием иностранной валюты;

• потерю активов вследствие экспроприации или национализации;

• ограничительные меры по отношению к движению капитала;

• регулирование цен;

• многие другие факторы".

Та часть странового риска, которая составляет политический риск и риск неплатежеспособности на уровне государства, отражена в (условно) безрисковой ставке дохода и предоставляет равные базовые условия, как для любого инвестора-резидента, так и для любого вида бизнеса в данной стране. А для той части странового риска, которая носит название трансфертный риск, понимаемый как вероятность финансовых потерь для фирмы внешнего инвестора в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций, методы построения ставки дисконта предусматривают то самое дополнительное слагаемое, отвечающее за дополнительный риск нерезидента по сравнению с резидентом. Политические и некоторые макроэкономические риски, как указано выше, учитываются (как систематические) в коэффициенте β по его определению. При расчете стоимости собственного капитала для оценки стоимости "закрытых" компаний материалами семинаров Мирового банка рекомендуется также использовать модифицированную модель оценки капитальных активов, в которой фигурирует фундаментальное β, учитывающее как систематические, так и несистематические риски.

Таким образом, некоторые разночтения в необходимости (обязательности) учета странового риска являются проблемой даже не методологической, а терминологической, поскольку являются следствием неоднозначности того, что понимается под термином страновой риск, что включается в данное понятие. В качестве дополнительного слагаемого "С" в формуле САРМ фигурирует только коммерческий страновой риск, альфа-риск, причем, лишь та его часть, которая носит название "трансфертный риск", описываемый отмеченными выше составляющими, характеризующими дополнительный уровень инвестиционного риска в данной стране только для нерезидента.

Комплексный подход к оценке странового риска предполагает учет политического, экономического, социального и экологического рисков, риска, связанного с государственным регулированием (в том числе налогового риска), и других видов риска, которые необходимо рассматривать в общем контексте кредитного риска по конкретному контрагенту. Необходимо также учитывать возможные эффекты "заражения" – распространения кризисных явлений одной страны на другие страны и регионы, что особенно актуально в свете глобализации мирового хозяйства.