Лекция 10. ПОНЯТИЕ, ОГЛАВЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные концепции правопонимания: нормативистская, социологическая, естественного права, психологическая, марксистская;

• основные понятия права и соответствующие им признаки;

• ОГЛАВЛЕНИЕ и сущность права;

уметь

• анализировать признаки права как нормативного регулятора поведения людей, взаимовлияние социально-экономического строя общества и права, влияние правопонимания в различных обществах на социально-политическую практику и политику государства;

владеть

• навыками применения теоретических положений к анализу современных социально-экономических и политических процессов.

Ключевые слова: право, нормативность, формальная определенность, общеобязательность, системность, интеллектуально-волевой характер права, позитивное право, естественное право, мера свободы в праве, право и государство.

Понятие права

Обозначению общего понятия права служило латинское слово jus, имеющее древнейшее, еще индоарийское происхождение. Изначальное представление о праве в римском юридическом обиходе было лишено оттенка морального долженствования, право понималось как "падиидивидуальная данность", которая воплотилось в системе категорий, связываемых с общим понятием права.

Понятие "право" имело социальную наполненность, и в этом отношении римские юристы противопоставляли fas как установление божественного происхождения и jus как человеческие установления.

Fas представляет собой священное, раз и навсегда данное установление, переданное людям в виде заветов и предписаний, не подверженное "сомнению и лукавому истолкованию", гарантированное божественным возмездием; требования этого права следуют из гуманности и представляют собой внешние рамки существования общины (святость гостеприимства, соблюдение договоров, статус главы рода или общины), и санкцией за его нарушения является изгнание из общины или "предание воле богов".

Jus, напротив, формируется общественным согласием без всякого участия высших сил, и его обязательность основывается либо на целесообразности и полезности предписаний для всех, либо на властной принудительной силе, исходящей от государства. Jus есть закон, созданный людьми, и он может быть и отменен, и упразднен.

Понятие права в Древнем Риме не было однозначным: правом были и правила, и установления, предписанные гражданам при совместном проживании, в отличие от правов и обычаев, и определенное упорядоченное общественное или государственное состояние в отличие от бесправия, и совокупность норм, отличающаяся своим источником, например: право божественное и право человеческое; право писаное и право неписаное; право новое и право древнее, право народов и право граждан Рима.

Несмотря на разные значения, помимо властной принудительности и обязательности, право отвечает также и некоторым другим критериям: например, право может иметь субъективное происхождение, но не может иметь субъективное, чисто индивидуальное ОГЛАВЛЕНИЕ, так как в нем должна присутствовать общечеловеческая целесообразность: "Права установлены не для единой персоны, но для общего значения" — говорили римские юристы.

Право должно выражать общественное согласие: "Все право введено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем". Следуя римскому юристу Модестину, это своего рода источники права, которые являются необходимой чертой для него.

В понимание права античная философская школа стоицизма включила ценностные представления: "Предписания права суть следующие: честно жить, не оскорблять другого, воздавать каждому должное".

И. Кант отмечал, что право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Право обеспечивает: 1) свободу личности, создавая гражданское общество; 2) равенство члена общества с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Право без принуждения образует понятие справедливости, а принуждение без опоры на право — понятие необходимости.

Известный российский юрист В. С. Нерсесянц, давая определение права, писал: "Право — общеобязательная система норм, соответствующих принципу формального равенства".

Главным критерием собственно юридического права (в отличие от отвлеченных понятий — естественного права, божественного права и т.п.) является его выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих форму существования права.

Сегодня, как и на протяжении веков, существуют различные подходы к понятию и определению права, эго обусловлено и историческими, и политическими, и различными идеологическими подходами к определению права, так как оно является одновременно и идеалом, и реальностью, и порождением социального порядка, и проявлением воли, и системой предписаний, и притязанием отдельного субъекта, и инструментом свободы, и орудием произвола.

Кроме того, многообразие определений обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (ср. господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

Вместе с тем при всей своей многозначности слово "право" выражает и нечто единое. В наиболее общем виде оно обозначает социально-оправданную свободу поведения; социально-полезные действия и устремления. То, что людям "можно и полезно" и что, следовательно, обществом принимается для его же собственного сохранения и развития, то и должно поддерживаться.

Философское понимание права исходит из того, что право обладает самостоятельной сущностью, где та или иная норма может быть правовой или неправовой в зависимости от ее соответствия важнейшим человеческим принципам. Аристотеля часто называют отцом "естественного права". Согласно его учению государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого сообщества, которое опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Право служит нормой отношений между людьми. Право служит критерием справедливости, обеспечивая свободное развитие гражданина. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга справедливости".

Право по Аристотелю можно разделить на естественное и установленное. Естественное право имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Под установленным правом подразумевается все то, что в последующем стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит как установления закона и всеобщие соглашения, так и обычное право, обычаи. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. "Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные", — утверждал философ. Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе.

Отступление закона от права означало бы переход к деспотическому насилию и вырождение закона. "Не может быть делом закона, — подчеркивал он, — властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера.

Сегодня это позволяет нам отделить истинное право, укорененное в бытии и дающее начало жизни личности и народа, от "мертворожденных" норм, несмотря на то что они приняты и утверждены государством. Эти

нормы в любом случае имеют лишь видимость закона, а на самом деле являются нормами "мертворожденными", которые лишь имитируют форму права. Впоследствии они становятся, однако, совершенно неотделимы от истинных правовых норм (поскольку в области права значима именно формальная сторона дела). В жизни их обличает суд истории, признавая неправовыми, и таким образом то, что призывалось правом, становится "псевдоправом", а на деле мы фактически имеем дело с волюнтаризмом власти.

В естественно-правовых концепциях упор сделан на утверждение естественного права и противостоянии действующему позитивному праву. При таком подходе вне поля зрения остаются сама идея правового закона и в целом аспекты взаимосвязи естественного и позитивного права, проблемы приведения действующего права в соответствие с положениями и требованиями естественного права и т.д. Представителей этой школы интересует не столько действующее право и его совершенствование, сколько само естественное право и его утверждение в качестве исходного, "истинного права".

Нормативистская школа права — направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и пытаются исследовать эту систему вне связи с социальным целым. Данная теория получила завершенную форму в XX в. в трудах Г. Кельзена, который предлагал рассматривать право как установленную иерархическую систему норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания вышестоящую норму.

Объектом науки права оказывается "скорлупа права", поскольку из права выхолащивается его социальное, нравственное ОГЛАВЛЕНИЕ. Подобная позиция уводит изучение права от реальной естественной жизни личности и общества. Юридические нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям и потребностям, а формально-юридическим установлениям государства. Второе направление получило широкое распространение в российской правовой доктрине и зачастую именуется узконормативным. Право понимается как совокупность норм, исходящих от государства и им же охраняемых. Общность обоих направлений в концептуальном подходе очевидна: право - сумма установленных норм. Данный подход четко фиксирует границы дозволенного и запрещенного поведения; содержит указание на непосредственную связь права с государством, зависимость права от государства. Правоприменителя такой подход вполне устраивает по вполне понятным причинам. Однако граждан, гражданское общества и самого законодателя такой взгляд на право явно не может удовлетворить.

Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и по существу сводится к государственным установлениям, т.е. отождествляется исключительно с законодательством. Соответственно, правом признаются только те установления (нормы), которые исходят от государства.

Так, в 1936 г. советской юридической доктриной было принято определение права, которое было прямым обоснованием произвола со стороны государственных органов: "Право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества".

И сегодня в различных изданиях можно встретить вариации этого правопонимания, такие как, например: "право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений".

Признание монополии государства на право порождает недопонимание относительно сущности права и его источников, так как при таком подходе нормативный акт признается едва ли не единственным источником права. Все это неизбежно приводит к ограничению саморегуляции в праве, к увеличению государственного регулирования во всех сферах общественных отношений, росту массива "неработающих" нормативных актов, упорядочение которых юридическими средствами (инкорпорацией или кодификацией) становится невозможным.

Такой подход к правоиониманию не различает понятий "право" и "закон", хотя, очевидно, что последний является лишь одной из форм его выражения, а следовательно, любой акт, принятый государством, любая даже ложная правовая норма автоматически становится сущностью и элементом права, пусть даже и содержит противоестественные, антигуманные, безнравственные нормы и предписания. При таком подходе правом признаются даже те законы и иные юридические акты, которые противоречат международноправовым актам о правах человека, ущемляют интересы национальных меньшинств, преследуют людей за их убеждения и др. Получается так, что право совместимо с произволом, пусть даже и узакониваемом государством.

Наконец, "узкопормативный" подход объективно не в состоянии отразить деятельностный подход к праву, а следовательно, и раскрыть те движущие силы, которые как раз-то придают праву качество социального регулятора, мощной преобразующей силы в обществе. Для осмысления природы права именно в этом значении необходимо выйти за пределы традиционных представлений о праве как юридически должном, оценить его в контексте реальной системы общественных отношений и тем самым утвердить в праве деятельное начало, отображающее в себе процессы правообразоваиия и правоосуществления. Этим требованиям в большей степени соответствует так называемый социологический подход.

Социологическая школа права начала формироваться в конце XIX в. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. фон Иеринг (Германия), Л. Дюги и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлих (Австро- Венгрия), С. Муромцев (Россия). В это время социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались, с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, с другой — путем распространения социологических методов познания в юриспруденции.

Социологическая юриспруденция изначально базируется на утверждении невозможности исследования права вне социального контекста, "среды" его действия — экономических, политических, национально-культурных, религиозных, психологических оснований права, вне его связи со всем массивом социально-нормативного регулирования. Социологический тип понимания права возник потому, что позитивистский подход к праву не мог объяснить многие явления, такие как: действие права в обществе; оценка эффективности законодательства; повышение эффективности реализации закона и др.

Социологическая юриспруденция, так же как и доктрина естественного права, выходит за рамки позитивного "писаного" права, однако не в сторону естественных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Право воплощается не в законе (позитивном праве), а в сфере реализации законов. Представители социологической школы называли позитивное право "мертвым", "книжным" правом и в противовес ему они отстаивали "право в действии", под которым понимаются конкретные юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. В результате и появился тезис: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни". Новые общественные связи сами становятся правом, новые общественные отношения требуют и новых общеобязательных норм. При таком подходе особо выделяется приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой.

Несмотря на различные подходы к пониманию права, необходимо понимать, что правовая норма может быть выражена только в юридическом акте, принятом надлежащем образом, на основании демократической процедуры, выражающей интересы как всего общества, так и отдельной личности.

В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д.; организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е.

о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, отличающее его от других социальных регуляторов общественных отношений, свойство — как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.с. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора.

Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Обращаясь к классу буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, ОГЛАВЛЕНИЕ которой определяется материальными условиями жизни вашего класса".

Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу (см. определение права выше). При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие всех остальных, кто не стоит у власти, и расценивается как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества, между личностью и государством. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан личности, его свободе, интересам, потребностям, возможности свободного развития. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности, равенство и достоинство.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение права: право — это система исторически возникших правил поведения, являющихся масштабом свободы равных субъектов, отношения между которыми социально значимы, являются частью общественного порядка и поэтому обеспечиваются государством.