Понятие и система криминалистического исследования документов

Криминалистическое исследование документов – это отрасль криминалистической техники, которая изучает признаки письма, виды и способы изменений в документах, разрабатывает и совершенствует методы осмотра и исследования документов в целях раскрытия и расследования преступлений.

Документ в криминалистике – это материальный объект, в котором зафиксированы сведения о каких-либо происшедших или предполагаемых фактах или обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.

Классификация документов осуществляется по различным основаниям. В зависимости от способа фиксации документы подразделяются:

• на письменные (рукописные тексты, цифровые обозначения, а также тексты и цифровые обозначения, выполненные с использованием различных печатающих устройств);

• графические (рисунки, чертежи, планы и схемы);

• фотодокументы;

• кинодокументы;

• фонодокументы (магнитофонные записи);

• электронные документы;

• видеодокументы.

В зависимости от происхождения документы делятся:

• на неофициальные (переписка между гражданами);

• официальные (переписка между гражданами и организациями, а также организаций между собой при соответствующем официальном удостоверении, заверении).

По процессуальной природе документы подразделяются:

• на документы-доказательства (если содержащиеся в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, – ч. 1 ст. 84 УПК);

У документы – вещественные доказательства (если они сохранили на себе следы преступных действий, либо явились непосредственным предметом преступного посягательства, либо могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств дела – ч. 1 ст. 81 УПК); в таких случаях следователя интересует не только ОГЛАВЛЕНИЕ, но и сам документ (его внешний вид, реквизиты, признаки подделки и т.д.).

По материально-правовой природе выделяют документы:

• подлинные (ОГЛАВЛЕНИЕ и реквизиты которых соответствуют действительности);

• подложные или поддельные (ОГЛАВЛЕНИЕ или реквизиты которых не соответствуют действительности).

Объектом криминалистического исследования документов как отрасли криминалистической техники служат главным образом документы – вещественные доказательства. Они являются носителями материальных следов преступления, информации о личности преступника и незаменимы в уголовном деле.

Как указывается выше, документ будет считаться вещественным доказательством, если он являлся:

• средством совершения преступления (поддельные накладные, счета, квитанции, чеки и т.п.);

• средством сокрытия преступления (анонимные письма, выполненные с целью направить следствие по ложному пути, и др.);

• непосредственным объектом преступного посягательства (например, похищенные документы);

• средством обнаружения преступления, установления фактических обстоятельств по делу.

Криминалистическое исследование документов состоит из следующих разделов:

• криминалистическое исследование письма (письменной речи и почерка);

• техническое исследование документов;

• криминалистическое исследование машинописных текстов и текстов, выполненных с использованием различных печатающих устройств.

Понятие признаков письменной речи, их система и криминалистическое значение

Письменная речь отражает смысловую сторону письма. Признаки, отражающие смысловую сторону письма и определяющие уровень владения письменной речью, делятся на общие и частные.

К общим признакам, характеризующим письменную речь в целом, относятся признаки, отражающие степень развития стилистических, лексических и грамматических навыков.

Признаки, характеризующие степень развития стилистических навыков, определяются умением использовать тот или иной стиль письменной речи.

Существуют следующие стили: официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, литературно-художественный, разговорно-бытовой.

Общее построение письменной речи (архитектоника) характеризуется наличием или отсутствием логической связи между отдельными элементами текста и определяется правильностью, полнотой и последовательностью изложения мыслей; наличием или отсутствием абзацев; преобладающим типом предложений; наличием символов, сокращений, исправлений.

К общим стилистическим признакам относятся навыки акцентирования – выделение главных положений различными способами (подчеркиванием, другим шрифтом, разрядкой и т.п.), использование в тексте восклицательных знаков, многоточий, скобок.

Степень развития лексических навыков определяется общим словарным запасом исполнителя (автора) текста, состоящим из нейтральной (общеупотребительной) лексики и лексики, имеющей ограниченное употребление, свойственной определенной социальной группе людей. К таким словам относятся:

• диалектизмы – слова, обороты, выражения, характерные для лиц, проживающих в определенной местности;

профессионализмы – особенности письменной речи, характерные для определенных профессий и специальностей;

• арготизмы – слова и выражения с особым значением ("хата" – квартира, "нал" – наличные деньги и т.п.);

• вульгаризмы – слова и выражения, употребление которых не отвечает общепринятым нормам морали и этики (грубые слова и нецензурные выражения);

• архаизмы – устаревшие слова и выражения, которые большинством людей в настоящее время не используются ("верста" – старинная мера длины, "картуз" – головной убор и т.д.);

• неологизмы – новые слова и выражения, не вошедшие в полной мере в повседневное употребление;

• варваризмы – слова, заимствованные из других языков и имеющие аналог в русском языке ("консенсус" – понимание, согласие, "плюрализм" – сосуществование нескольких мнений и т.п.);

• экзотизмы – слова и выражения, характеризующие быт и национальные особенности других народов ("аксакал", "пан", "фазенда" и т.п.);

• жаргонизмы – слова и выражения, используемые в преступной среде ("ксива" – документ, "котлы" – часы и т.д.).

Степень развития грамматических навыков письма характеризуется овладением исполнителем правилами русского языка и определяется количеством и характером ошибок на 5–7 страниц рукописного текста.

Высокая степень грамотности характеризуется одной-двумя негрубыми орфографическими или пунктуационными ошибками и одной-двумя ошибками в выборе слов и построении предложений; средняя – одной-двумя грубыми орфографическими и пунктуационными ошибками и тремя ошибками в выборе слов и построении предложений; низкая – соответственно двенадцатью и более ошибками первой, а также шестью и более ошибками второй группы.

Частные признаки письменной речи проявляются в индивидуальных лексических, грамматических и стилистических навыках, свойственных конкретному исполнителю рукописного текста (автору).

К лексическим индивидуальным навыкам относятся: неверное употребление слов, выражений из-за непонимания их значения; повторение одних и тех же слов (бедность словарного запаса); употребление лишних слов; неправильное использование фразеологизмов; признаки авторской лексики (употребление определенных слов, профессионализмов, диалектизмов и т.п.).

К грамматическим индивидуальным навыкам исполнителя текста относятся: повторение однородных орфографических и пунктуационных ошибок, неправильное употребление глаголов, местоимений и т.п.

Стилистические индивидуальные навыки характеризуются стилем изложения, особенностями построения письменной речи, акцентирования, свойственными конкретному исполнителю (автору).