Понятие и роль идеалов, теорий, моделей

Специфику и конкретные проблемы реального современного лидера можно понять, имея возможности для сравнения, некие нормативы, идеалы, "идеальные типы".

Задумываясь, кем быть и каким быть, человек создает собственный или берет уже некий имеющийся образ в качестве идеала своего будущего состояния, положения в обществе, статуса в организации и связанных с ним атрибутов, и в дальнейшей деятельности, и развитии этот образ будет служить ему "путеводной звездой".

Общий смысл понятия "идеал" – это образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений[1]. Это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Идеал, образ будущего состояния организации или видение будущего является связующим и вдохновляющим фактором в организации, если его удается определить таким образом, чтобы оно увлекало вперед всех сотрудников. Достижение образа, видения будущего конкретизируется в стратегических целях организации и планах. Таким образом, идеалы служат основой постановки конкретных целей и планов их достижения, служат "пищей для ума".

Примерно аналогично служат нам и теории, концепции, модели, разработанные в разное время, в разных странах, разными учеными.

Теория представляет собой систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определенной области на базе широко подтверждаемой гипотезы, она существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории вплоть до отказа от нее.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование – эффективный методологический прием науки управления.

Модель (англ, model) (в широком понимании) – упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их "заместителя" и средство оперирования. В естественных науках моделью называют описание объекта средствами некоторой научной теории[2].

Все теории и модели предлагают нам авторское видение проблемы, явления, объекта, представления об их сущности, составе элементов, закономерностях деятельности и развития, предлагают ознакомиться с аргументацией, осмыслить и использовать материал в своей жизни и деятельности. Такие подсказки очень полезны, и зачастую дают нам вполне удовлетворительное знание по интересующему нас вопросу, но среди них вряд ли можно найти всеобъемлющую универсальную теорию или модель, которые отвечали бы требованиям всех читателей и были бы приемлемы во всех случаях. Любая модель, теория, любой образ, идеал есть воплощенный результат работы сознания их автора, являющегося уникумом, субъектом, "простым смертным". У любой теории есть последователи и критики, и каждый из них использует свои аргументы, каждый по-своему убедителен.

Каждый лидер является уникальной личностью и уникальным специалистом, так же, как уникальны личности, организации и ситуации. Любые идеальные модели страдают типичными недостатками, как то: субъективность, обобщенность, абстрагированность, неполное соответствие самой системе, невсеобщность, упрощенность. Поэтому модели должны рассматриваться как полезные, но нуждающиеся в понимании специфики их появления и использования и в анализе целесообразности, правомерности и границ применения в нашем случае, в нашем контексте. В реальности "идеальные типы" лидеров и организаций никогда не встречаются. Каждый лидер, каждая организация и каждая ситуация в значительной степени уникальны и представляют собой причудливую комбинацию идеальных типов.

Конкретный лидер может отдать предпочтение той или иной классической или наимоднейшей теории: например, он может быть сторонником теории черт и позаимствовать из литературы или сформировать самостоятельно набор качеств идеального лидера, а затем, в меру своих способностей и понимания, стремиться к приобретению и проявлению этих качеств. Лидер может, взяв за основу теорию стилей руководства К. Левина, представить себя демократичным лидером, или, приняв за основу теорию Y Д. МакГрегора, стараться следовать ее описанию. Он волен выбирать линию поведения в соответствии с моделями Врума, Йеттона, Яго, Фидлера, Херси и Бланчарда, считать себя "трансакционным", "трансформационным" или "харизматическим" лидером или даже "лидером 5-го уровня", "лидером-служителем" и т.п. Но при всей субъективности своего восприятия и мышления, лидер не должен останавливаться в своем профессиональном и личностном развитии и в развитии ведомых им людей, нс должен считать себя достигшим идеала, "лидером-совершенством", не должен ограничиваться знанием одной или нескольких теорий.

Выбор реальных направлений развития, степени развития качеств, постановку целей, построение планов развития своих компетенций, своего трудового потенциала, включая лидерский потенциал, определение типа своего лидерства, элементов своих конкурентных преимуществ и программы их наращивания, выявление своих недостатков и решение, что с ними делать, – все это осмысливает сам лидер, ориентируясь на выбранные им для себя идеалы. Эта деятельность составляет основу планирования карьерного развития лидера, если под карьерой понимать не столько продвижение по лестнице иерархии в организации, сколько так называемую "карьеру по жизни", основным ориентиром которой является самореализация потенциала человека в течение всей его жизни.

Из многочисленных теорий лидерства, па наш взгляд, идеалу лидера в современных развитых странах, с точки зрения общества, в наибольшей степени соответствуют модели высоконравственных лидеров, т.е. теория лидерства-служения и теория "5-го уровня" Дж. Коллинза.