Общая часть

На рубеже XX и XXI вв. тенденции интернационализации производства, а также расширения международной сферы обмена товаров вызвали к жизни проблему пространственного разрыва, с одной стороны, между стадиями производства, а с другой – между производителями и потребителями товарной массы. Решение этой проблемы напрямую зависит от степени развитости международных перевозок. Именно этот вид деятельности имеет одной из своих целей обслуживание внешнеэкономической деятельности.

Другая его цель заключается в транспортном обеспечении существенно расширяющегося международного туристического бизнеса, активизирующихся деловых зарубежных поездок, т.е. в удовлетворении потребности граждан в международных перевозках.

Международные перевозки пассажиров и грузов – весьма сложный вид услуг, обладающий многоаспектными специфическими свойствами. Их принципиальным отличием от внутренних перевозок является то, что международные перевозки осуществляются по территории нескольких государств. В связи с этим существенно усложняется характер возникающих транспортных правоотношений.

Именно особенности международных перевозок, связанные с перемещением грузов и людей по территории не одного государства, установление для их осуществления надежных и постоянно функционирующих транснациональных связей, использование различных видов транспорта и эксплуатация международных транспортных артерий потребовали подробного нормативно-правового регулирования указанных разнообразных транспортных отношений.

Прежде всего, это группа международных частноправовых отношений, которую составляют отношения, вытекающие из транспортных условий договоров международной купли-продажи. Они конкретизируются в отношениях, связанных непосредственно с международными перевозками, в частности такими, как договорные отношения по перевозке грузов. Данную группу составляют также отношения, обусловленные международными перевозками пассажиров и багажа. Кроме того, в нее входят отношения по транспортно-экспедиционному обеспечению международных перевозок. И наконец, к ней примыкают отношения, складывающиеся в связи с транспортным страхованием при осуществлении перевозок. Все они являются отношениями международного частного права и регулируются его источниками.

Вперед группа представлена отношениями между государствами по поводу установления международных сообщений, возможности свободного передвижения иностранных перевозчиков по территории суверенных государств, использования Мирового океана, международного воздушного пространства, международных рек и каналов. Речь идет о соблюдении при международных перевозках правовых режимов территорий: государственных, международных территорий общего пользования, территорий со смешанным режимом. К этой группе относятся также правоотношения, которые возникают в связи с участием государств в международных организациях, занимающихся вопросами подготовки проектов международных транспортных договоров, транспортных регламентов, правил перевозок пассажиров и грузов, оказания помощи транспортным организациям в осуществлении международных перевозок. Таким образом, речь идет о международных публичных отношениях, которые регулируются источниками международного публичного права – международными договорами и международно-правовыми обычаями.

Еще одна группа отношений, возникающих между участниками международных перевозок, – это отношения по эксплуатации транспорта и транспортных артерий в процессе осуществления международных перевозок; отношения, связанные с соблюдением таможенного режима, с финансовыми расчетами в связи с налогами, сборами и пошлинами при международных перевозках. Они представляют группу отношений международно-административного характера, имеющих тенденцию динамичного расширения и развития, и регулируются международными конвенциями и соглашениями, а также нормами национального административного и финансового права.

Как отмечается в литературе, эта группа отношений и регулирующие их нормы недостаточно изучены. Можно встретить различные, порой противоположные, мнения об их природе и принадлежности.

Одни авторы считают, что данная группа отношений и их нормы входят в состав международного публичного права. По здесь не все так однозначно. Прежде всего, их субъектный состав (это как представители государственных структур, так и перевозчики, их клиенты и другие юридические и физические лица) не позволяет сделать такой вывод. Что касается базы источников этих отношений, то, как уже отмечалось, ее составляют не только международные соглашения, но и национальные правовые системы, которые никак нельзя причислить к международному публичному праву.

Другие авторы причисляют эти отношения (в частности, финансовые, налоговые, таможенные) и их нормативную базу к международному частному праву. Эта позиция тоже не является бесспорной. Если рассматривать, например, таможенные отношения, нельзя отрицать того важного факта, что государства и иные субъекты международного права активно сотрудничают в области таможенного дела, которому присущи свои специфические принципы, такие как "принцип таможенного содействия становлению нового международного экономического порядка, принцип запрещения прямых и косвенных действий, имеющих целью препятствовать таможенному суверенитету стран, принцип независимости таможенного обложения и другие принципы". А все перечисленные принципы присущи международному публичному праву.

Ряд иностранных авторов считают вполне правомерным существование международного административного права.

Во всяком случае необходимо иметь в виду, что для рассматриваемой группы отношений характерны признаки управления, власти – подчинения, которым присуще неравенство сторон.

Исходя из субъектного состава и нормативных источников данной группы отношений, можно прийти к выводу, что они представляют собой сложную многомерную систему.

В целом есть все основания выделить три группы правовых норм, регулирующих международную транспортную деятельность, связанную с перевозками. Одна группа регулирует международные транспортные частноправовые отношения, другая – международные публичные отношения, отражающие отдельные аспекты транспортной деятельности, третья – международные административно-правовые транспортные отношения.

Правовые нормы всех рассмотренных групп не существуют изолированно друг от друга, а находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Они составляют комплекс, имеющий в качестве общего предмета регулирования отношения по поводу транспортной деятельности, связанной с международными перевозками.

Таким образом, по признаку предмета правового регулирования, который является одним из критериев выделения системы правовых норм в отрасль права, нет оснований для отнесения международного транспортного права к базовым отраслям.

На это обстоятельство указывает и другой критерий отнесения системы норм к отрасли права – метод правового регулирования. Здесь надо иметь в виду следующие моменты.

Частноправовые отношения, складывающиеся в рамках международного транспортного права, испытывают на себе воздействие соответствующих способов, приемов, средств, составляющих метод международного частного права. В связи с уникальностью предмета регулирования, каковым являются частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, им присущ, с одной стороны, метод, характерный для гражданского права, а с другой – метод, присущий иностранному элементу.

Известно, что частноправовые отношения базируются на регулировании такими основополагающими методами, как метод юридического равенства сторон, диспозитивный метод или метод координации. Они характеризуются независимостью сторон, имущественными средствами их защиты, свободой договора. Что касается присущего частноправовым отношениям по международным перевозкам иностранного элемента, то он предполагает взаимодействие правовых национальных систем. Вместе с тем нормативные источники разных государств в ряде случаев неодинаково регулируют частноправовые отношения, тем самым порождая коллизии между нормами источников отдельных национальных правовых систем. Подобные коллизии существуют и между национальными источниками, регулирующими международные перевозки.

Решение коллизий, возникающих в связи с иностранным элементом, и является методом регулирования частноправовых отношений. Как обоснованно отмечается в юридической литературе, наличие иностранного элемента в частноправовых отношениях позволяет выделить в международном частном праве его особый метод: совокупность конкретных приемов, способов, средств юридического воздействия, направленных на преодоление коллизии права разных государств. К таким способам относятся коллизионно-правовые и материально-правовые, а к приемам – применение оговорки о публичном порядке, решение интерлокальных и интертемпоральных коллизий, приемы обратной отсылки и отсылки к нраву третьего государства и некоторые другие.

Перечисленные способы и приемы неразрывно связаны с основными частноправовыми методами диспозитивности, юридического равенства сторон, дозволения, координации. Все указанные методы присущи частноправовым отношениям международного транспортного права.

Что касается межгосударственных отношений по поводу использования территорий суверенных государств, международных транспортных артерий в связи с перевозками, т.е. отношений международного публичного характера, то способы их регулирования определяются согласительной природой международного публичного права. В соответствии с ней "нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер)".

Следует иметь в виду, что характер отношений между государствами, являющихся предметом международного публичного права, предопределяет специфику метода их регулирования. Однако значение метода правового регулирования как критерия выделения из всей массы правовых норм международных публично-правовых в качестве особой правовой системы отходит на второй план. Как подчеркивает С. В. Черниченко, "метод правового регулирования, который во внутригосударственном праве нередко играет первостепенную роль наряду с объектом при выявлении норм, образующих ту или иную отрасль права, здесь имеет подчиненное, вторичное значение".

Поэтому в учебниках по международному праву вопрос о методе правового регулирования международного публичного права, как правило, не анализируется, а рассматривается только его предмет.

Если же говорить о связанных с международными перевозками административных, таможенных, налоговых отношениях, то для них характерен императивный, властно-распорядительный метод.

Таким образом, подводя итог рассмотрению метода правового регулирования (как одного из критериев деления системы права на отрасли) применительно к международным транспортным отношениям, необходимо отметить, что международному транспортному праву присущ не один метод. Следовательно, по предмету и методу правового регулирования международное транспортное право не может быть отнесено к традиционным, фундаментальным отраслям права.

Что же представляет собой международное транспортное право? Существуют неоднозначные оценки его правовой природы и места в правовой системе. Достаточно ясно обозначены два подхода в решении этих проблем.

Мнение одних авторов сводится к утверждению, что международное транспортное право относится к международному публичному праву.

При этом некоторые представители высказанной точки зрения включают международное транспортное право в состав международного публичного нрава в качестве отрасли, которая активно формируется. На это обстоятельство обращает внимание К. А. Бекяшев, подчеркивая, что "ряд отраслей международного права находится в процессе активного становления, например, международное трудовое право, международное аграрное право, международное энергетическое право, международное транспортное право".

Правда, в другой главе этой же работы автор уже утверждает, что международное транспортное право "является подотраслью международного экономического права".

Есть и другие высказывания о том, что международное транспортное право – это часть международного торгового права, которое является отраслью международного публичного права.

Некоторые авторы рассматривают международное транспортное право просто как некую комплексную структуру международного публичного права. Так, Ю. Н. Малеев утверждает, что "международное транспортное право – комплексная часть международного права, в которую входят отношения как публичного, так и (преимущественно) частноправового характера".

В связи с этим высказыванием возникают два вопроса. Первый: если в комплексную часть, которую составляет международное транспортное право, входят преимущественно отношения частноправового характера, а это действительно так, то непонятно, как международное транспортное право может быть частью международного публичного права. Ведь предметом регулирования последнего являются публично-правовые отношения, на это обращается внимание в учебниках по международному праву.

Второй вопрос связан с самим понятием "комплексная часть". Неясно, что автор подразумевает под этой правовой категорией. Он не увязывает данное понятие ни с отраслью права, ни с подотраслью права или правовым институтом.

Таковы в общих чертах мнения представителей точки зрения, согласно которой международное транспортное право является составной частью международного публичного права.

Другого подхода в решении этого вопроса придерживаются исследователи международного частного права. В своих работах они не используют термин "международное транспортное право", а оперируют, как правило, понятием "международные перевозки", однако при этом не только анализируют частноправовые отношения, но и касаются публично-правовых транспортных отношений.

Показательна в этом плане позиция авторского коллектива учебника по международному частному праву, подготовленного на одноименной кафедре МГЮА. Часть третья учебника, озаглавленная "Институты и подотрасли международного частного права", содержит главу, посвященную международным перевозкам грузов и пассажиров. Тем самым авторы отнесли их к институтам и подотраслям международного частного права. Однако ответа на вопрос, какой именно правовой категорией являются международные перевозки – институтом или подотраслью, мы не найдем. Но главное то, что авторы не ограничиваются рассмотрением в рамках этого института или подотрасли частноправовых аспектов перевозок, а касаются также публично-правовых моментов. Это, например, вопросы регулярных международных воздушных сообщений над территорией или на территорию суверенных государств, применения при автомобильных перевозках Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, Конвенции МДП, регулирования пограничного, таможенного и визового режимов межправительственными соглашениями при осуществлении международных перевозок внутренним водным транспортом и др., хотя данные проблемы находятся за рамками предмета международного частного права, к которому авторы учебника относят частноправовые отношения международного или трансграничного характера.

Аналогичная ситуация обнаруживается и в других изданиях по международному частному праву. Так, А. С. Скаридов в названии главы о международных перевозках пособия по международному частному праву применил термин "транспортные операции", которые, по его мнению, "связаны с выполнением контрактных обязательств в части обязанностей продавца осуществить поставку товара (груза)" и правовое регулирование которых "заключается в определении статуса транспортной среды (публично-правовой аспект) и организации самой перевозки (частноправовой аспект)".

В этой главе автором также рассмотрены, вопросы правового режима морской транспортной среды, воздушной транспортной среды, правового статуса государственной территории, по которой осуществляются перевозки, т.е. вопросы международно-публичного характера.

Можно понять логику авторов. Ведь международные частноправовые и публично-правовые транспортные отношения не существуют изолированно, они взаимосвязаны. Их комплексное существование налицо и должно найти теоретическое обоснование, чтобы не возникал законный вопрос: почему публично-правовые аспекты международных перевозок без каких-либо комментариев и оговорок рассматриваются в работах, посвященных международному частному праву?

Таким образом, следует констатировать тот факт, что ни одну из точек зрения на характер международного транспортного права, его место в правовой системе, связь с международным публичным правом и международным частным правом нельзя признать безупречной. Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что существуют разные доктринальные подходы в определении соотношения международного публичного права и международного частного права. Возникает вопрос, влияют ли они на оценки международного транспортного права? Для ответа на него кратко рассмотрим высказанные мнения.

В спорах можно выделить следующие основные позиции. Согласно первой международное публичное право и международное частное право составляют два раздела единой системы международного права. По мнению представителей второй позиции, международное частное право входит в состав международного публичного права в широком смысле слова, поскольку им присущи единые источники – международные договоры. Третья точка зрения сводится к утверждению, что международное частное право входит в национальные правовые системы в качестве отрасли. Четвертая позиция занимает промежуточное положение между второй и третьей. По мнению ее авторов, система норм международного частного права состоит из совокупности норм как национальных правовых систем, так и международного публичного права. Получается, что данный полисистемный комплекс входит отдельными частями и в национальные правовые системы, и в международное публичное право. Следовательно, особенность международного частного права в том, что оно регулирует отношения, обладающие двойственным характером, поэтому не имеет собственной системы права.

Не вдаваясь в детализацию высказанных точек зрения и приведенных аргументов, отметим, что за исключением последнего мнения общим для остальных является отнесение международного публичного и международного частного права к самостоятельным правовым системам. Поэтому различие мнений о соотношении между ними не сказывается кардинально на определении сущности международного права и его связи с указанными самостоятельными отраслями права. В любом случае независимо от высказанных мнений мы имеем дело с системами правовых норм, регулирующими качественно отличающиеся общественные отношения, во-первых, публично-правового, а во-вторых, частноправового характера, т.е. отношения различных видов. Это обстоятельство является ключевым в определении сущности международного транспортного права.

Именно в регулировании системой норм международного транспортного права международных транспортных отношений как публично-правового, так и частноправового характера проявляется его неразрывная связь с международным публичным и международным частным правом. Поскольку международное транспортное право включает в себя правовые нормы обеих отраслей права, оно как бы входит частями и в ту, и в другую правовую систему и вместе с тем сохраняет структурную обособленность, самостоятельность в качестве комплексного правового образования.

Чтобы понять правовую природу международного транспортного права и его место в правовой системе, следует опираться на нетрадиционные оценки понятий отрасли права и системы отраслей, выделение фундаментальных (базовых) и комплексных отраслей.

Первые высказывания по поводу комплексных отраслей появились в юридической литературе в середине XX в. В дальнейшем они нашли широкую поддержку в общетеоретических исследованиях.

В работах обращается внимание на сложный, многоаспектный характер системы права. Указывается, что она "многомерна, или, что то же самое, полимерна. В системе права существуют не только первичные, но также вторичные, третичные и прочие образования".

Появляется ряд специальных работ, в которых авторы, опираясь на общетеоретические разработки проблемы комплексных отраслей права, исследуют отдельные комплексные отрасли: жилищное, предпринимательское, таможенное, транспортное, экологическое право и некоторые другие.

Суть основных высказываний сторонников существования комплексных отраслей права сводится к утверждению, что, во-первых, их предметом не являются общественные отношения одного вида и, во-вторых, им присущи разные методы правового регулирования. Так, по мнению С. В. Полениной, вполне обосновано выделение "комплексных отраслей права, построенных как некое соединение разнородных предметов и методов правового регулирования".

Такого же мнения придерживается и А. Б. Венгеров, который считает, что в современных условиях возникают "комплексные отрасли права, которые охватывают несколько областей жизнедеятельности общества, т.е. имеют несколько связанных между собой предметов регулирования".

С. С. Алексеев именует их вторичными комплексными образованиями, поскольку их нормы "имеют прописку в основных отраслях права".

Применительно к международному транспортному праву к таким основным отраслям, в рамках которых функционирует система норм вторичного комплексного образования, каковым оно является, относятся международное публичное, международное частное и международное административное право. Сама же система правовых норм международного транспортного права не является искусственным образованием. Его правовые нормы объединены общим объектом – международной транспортной деятельностью. Данный объединяющий фактор обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость норм международного транспортного права. Следствием формирования международного транспортного права как комплексной отрасли вторичного порядка является совершенствование транспортных норм международного публичного, международного частного и международного административного характера, их координация, восполнение пробелов в их системах, введение в правовую ткань этих систем новых норм и даже отдельных блоков норм.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.

1. Принципиальная особенность международного транспортного права заключается в том, что сто объектом является международная транспортная деятельность, связанная с перевозками. Данный вид деятельности осуществляется в рамках договоренностей государств об использовании территорий суверенных государств и международных транспортных артерий для перевозок, осуществления таможенных и других административных процедур и вместе с тем базируется на договорных началах частноправового характера.

2. В связи с этим система норм, составляющих международное транспортное право, представлена нормами международного публичного, международного частного и международного административного права. Указанные группы норм регулируют общественные отношения различных видов разными способами, средствами. Следовательно, предметом международного транспортного права являются международные транспортные публично-правовые, частноправовые и административно-правовые отношения. В качестве метода применяется не какой-то один способ воздействия на эти отношения, а несколько.

Таким образом, по предмету и методу правового регулирования международное транспортное право относится к комплексным отраслям, т.е. является правовым комплексом вторичного порядка.

3. Международное транспортное право неразрывно связано с международным публичным, международным частным и международным административным правом. В этой органичной связи и заключается его комплексный характер и вторичность но отношению к указанным основным, фундаментальным отраслям права.

4. Международное транспортное право как комплексная отрасль имеет достаточно четкую организацию. Совокупность его правовых норм представляет собой структурированную систему, которая существует и развивается по своим внутренним законам.

Проведенный анализ позволяет дать следующее определение международного транспортного нрава – это полисистемный комплекс правовых норм публично-правового и частноправового характера, регулирующий транспортную деятельность, связанную с международными перевозками.