Понятие и правовые основы подтверждения соответствия

Правовые основы подтверждения соответствия установлены Федеральным законом "О техническом регулировании". Оно осуществляется в целях:

— удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

— содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

— создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

— доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

— недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

— установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

— уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

— недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

— защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

— недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

На территории РФ формы подтверждения соответствия могут носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

С февраля 2010 г. отменена обязательная сертификация продуктов питания, косметических и парфюмерных и сотен тысяч других товаров. И только незначительный ряд товаров потребует обязательной сертификации. К примеру, обязательная сертификация сохранится на автомобили, оружие, лифты, детскую обувь, одежду, посуду, игрушки и другие товары, безопасность которых связана с рисками для здоровья людей и воздействием на окружающую среду. Любой магазин будет принимать большинство товаров на основании добровольной сертификации. Предприниматели отныне вольны декларировать свою продукцию двумя способами. На основании собственных доказательств или с участием аккредитованных лабораторий как третьей стороны.

Однако многие специалисты справедливо считают, что прежде чем переходить на добровольную сертификацию столь важных для населения товаров, следует ликвидировать "псевдоцентры" по сертификации, которые за деньги предоставляют документы. В Евросоюзе, к примеру, существует единый государственный орган, которому подчиняются национальные ведомства, которые занимаются добровольной сертификацией1. К тому же в нашей стране санкции за недобросовестное заполнение деклараций соответствия остаются ничтожными по сегодняшнему законодательству: от 500 до 10 тыс. руб. По мнению экспертов штрафы за выпуск продукции, которая не соответствует по качеству заявленной категории, должны быть разорительными и начинаться от 1 млн руб., предусматривать закрытие предприятия и уголовную ответственность.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Орган сертификации:

— осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

— выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

— предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

— приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения работ и порядок их оплаты. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется Росреестром в течение пяти дней с момента представления документов. Отказ в регистрации допускается только в случае непредставления документов, или совпадения наименования системы или изображения знака соответствия с наименованием ранее зарегистрированной системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием органов по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательная сертификация с 2009 г. уступила место декларированию производителем соответствия качеству (см. Федеральный закон от 30.12.2008 № 313-ФЗ). В стране приняты два варианта подтверждения качества и вообще возможности попадания товара на рынок. Это обязательная сертификация и декларирование соответствия. Как известно, процесс сертификации заключается в установлении того, что тот или иной товар соответствует утвержденным и регулируемым государством нормам. Однако чтобы товар сертифицировать, его необходимо отправлять на государственную проверку, которая отнимает много времени. И если в случае с производством продуктов питания, авиаприборов и других "стратегических" товаров, от которых напрямую зависит здоровье людей, сертификация обязательна, то существующий способ декларирования соответствия производят сами предприниматели. Он, конечно, дешевле и быстрее.

В ноябре 2009 г. Правительство РФ сократило перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, -с 78 до 54%. От этой дорогостоящей процедуры освобождены производители массовых товаров, например бытовой химии, парфюмерии и др.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Если в каждой из европейских стран существует один орган аккредитации, то в России этим занимаются 11 федеральных министерств, федеральных служб и существует 16 систем обязательной сертификации. Причем некоторые государственные органы занимаются как допуском на рынок, так и контролем качества продукции. По мнению специалистов необходимо создать единый орган и вывести его из-под ведомственной опеки. То есть организация, которая будет заниматься аккредитацией, должна стать независимой, и только тогда она будет отвечать за рынок1.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в надлежащем порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в надлежащем порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Сертификация включает следующие основные этапы:

1) подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть отечественная и зарубежная организация, индивидуальный предприниматель;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявки и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации;

3) оценка соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. На этом этапе осуществляется проверка образцов продукции выполнения работ и оказания услуг по определенной схеме. Испытание образцов проводят в испытательных лабораториях;

4) принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Результаты и ход испытаний документируются в форме протоколов и представляются заявителю и в орган по сертификации. После анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции, орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражает заключение эксперта.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции выдается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

Таким образом, Федеральным законом "О техническом регулировании" определены единые подходы к регулированию процессов производства и оборота продукции, упорядочению системы стандартизации и обязательного подтверждения соответствия. К сожалению, важной проблемой технического регулирования является отсутствие современной испытательной базы и новейших методик испытаний выпускаемой продукции. Аккредитованные лаборатории и центры часто получают несопоставимые результаты, не позволяющие соотнести проверяемый товар с аналогом, эталоном или образцом и реально оценить его.