Лекция 12. Понятие и правовые основы финансов государственных корпораций

Государственная корпорация (далее – госкорпорация) является новым явлением российской действительности. Госкорпорации появились в России относительно недавно. Первая госкорпорация была создана в России в 1999 г. Это было Агентство по реструктуризации кредитных организаций. В 2003 г. оно было преобразовано в госкорпорацию "Агентство по страхованию вкладов".

Весьма активно госкорпорации стали создаваться в 2007 г. в силу федеральных законов. В их числе госкорпорации "Олимпстрой", "Ростехнологии", "Внешэкономбанк", "Росатом", "Роснано", "Фонд содействия реформированию ЖКХ".

Появление госкорпораций в России обусловлено принципиально новой экономической средой. Начиная с 2005 г. Россия стала переходить от политики стабилизации к политики, устремленной в будущее[1]. Появилась необходимость активной инвестиционной и инновационной деятельности. Государство стало рассматривать крупные инвестиционные и инновационные проекты как свои государственные задачи. Бюджет в этих условиях не может взять на себя всю нагрузку, а государственные унитарные предприятия в одиночку не способны "потянуть" крупные инвестиционные проекты. Госкорпорация как форма экономической деятельности как раз и позволяет концентрировать для развития инвестиционных и иных крупных проектов самые различные виды имущественных и финансовых ресурсов.

Правовое регулирование госкорпораций осуществляется прежде всего федеральными законами. Среди них: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ "О банке развития", Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”", Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий", Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ "О Государственной корпорации “Ростехнологии”", Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Кроме того, учитывая тот факт, что госкорпорации являются некоммерческими организациями, что определено в вышеназванных федеральных законах, их правовой режим подчиняется Федеральному закону от 08.07.1999 № 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”". Наконец, некоторые госкорпорации в силу их правового статуса подчинены и дополнительному законодательному регулированию. Так, правовой режим госкорпорации "Росатом" определяется, в том числе, Законом об унитарных предприятиях.

Исходя из вышеназванных федеральных законов следует, что госкорпорация характеризуется следующими чертами:

1) госкорпорации не являются государственными институтами, а являются некоммерческими организациями с правом собственности на закрепленное за ними имущество;

2) госкорпорация имеет строго целевой характер деятельности. Она создастся для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению этих целей. Соответственно, можно говорить о публичном характере деятельности госкорпорации;

3) учредителем госкорпорации является Российская Федерация. Причем, госкорпорация не имеет членства. Соответственно, никто кроме Российской Федерации не может управлять госкорпорацией и контролировать ее деятельность. Учитывая, что только Российская Федерация может ликвидировать госкорпорацию, следует полагать, что частного капитала у госкорпорации нет. Соответственно, можно говорить о публичной природе собственности госкорпорации;

4) госкорпорация создается на основе имущественного взноса Российской Федерации. Имущественный взнос может быть представлен в качестве финансовых ресурсов Российской Федерации и натурально-вещественных.

С учетом перечисленного можно утверждать, что госкорпорация в силу публичных целей ее деятельности, публичной природы собственности ее имущества является публично- правовым явлением и, соответственно, юридическим лицом публичного права[2].

А также, анализ деятельности госкорпорации приводит к выводу, что она может рассматриваться как субъект финансового, административного, гражданского и земельного права.