Понятие правовой культуры личности

Теперь рассмотрим, что входит в понятие правовой культуры личности в рамках обыденного аспекта, в процессе повседневности. Ранее мы отмечали, что нормативные установления приобретают статус правовых юридических норм, когда они становятся социально и массово значимы. Однако степень владения людьми этими нормами, выраженная в правосознании, может быть разной и зависит от уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности, культурных традиций, степени социальной активности людей и т.п.

Приобщение к элементам правового воспитания начинается с самого детства, освоение "багажа" правовых знаний сопровождается процессом правовой социализации. Правовая культура личности предполагает теоретическую компетентность в основных сферах жизни общества (в каждой из которых, кстати, человек играет определенную роль). Выделим три наиболее существенных сферы, где знание правовых норм имеет наиболее важное для человека значение: профессиональная деятельность, сфера политической жизни, а также решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации.

Вместе с теоретической компетентностью правовая культура личности определяется через соответствующий образ действий. Именно поведение является критерием правовой социализации человека.

Если иметь в виду, что в отличие от норм морали правовые нормы имеют более жесткую структуру, содержащую три необходимых элемента: ОГЛАВЛЕНИЕ установленного правила в определенном тине ситуаций, условия его применения и меры его принудительного обеспечения, то можно утверждать, что право – это установленный в обществе масштаб свободы и ответственности. Однако если учитывать, что социальное положение и природные данные у людей разные, то получается, что право – это равный масштаб свободы и ответственности, применяемый в условиях социокультурной неоднородности и динамизма[1].

Американский исследователь Р. Мертон проанализировал связь характера преступлений с явлениями, возникающими как результат напряжений и противоречий социальной жизни. В современных обществах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. А когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения, возникает аномия (ценностный вакуум), в обществе появляются тревожность, страх перед неопределенностью. Когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью, то в поведении индивидов возникает напряженность. Мертон выделяет пять возможных реакций на напряжение, возникающих в связи с несоответствием социально одобряемых ценностей и ограниченности средств их достижения:

1. Конформисты придерживаются общепринятых ценностей и средств их реализации, при этом не имеет большого значения, добились они успеха или нет. Это большинство населения.

2. Инноваторы продолжают придерживаться социально принятых ценностей, но используют околозаконные или незаконные средства. Это преступники, достигшие благосостояния с помощью противозаконных действий.

3. Ритуалисты продолжают следовать принятым стандартам, хотя ощущение смысла ценностей, направлявших их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели, как бы помимо воли. Это люди, посвятившие себя утомительной и неинтересной работе, без перспектив и с незначительным вознаграждением.

4. Ретриатисты отвергают мировоззрение соперничества, тем самым не принимая ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения.

5. Бунтари отвергают существующие ценности и нормы их достижения, но активно желают утвердить новые ценности и преобразовать социальную систему. С этой целью они вступают в радикальные политические группировки.

В условиях правовой неопределенности формируется явление правового нигилизма. На бытовом уровне он проявляется в рассогласованности между официальными заявлениями и необходимостью укрепления законности, борьбы с мафией и организованной преступностью, коррупцией и т.п. В то время как законы, которые могли бы это обеспечить, не принимаются, что углубляет конфликт между практикой, реальным опытом людей, уровнем ожиданий и возможностью реализовать лозунг правового государства. Снижается уровень надежды на правовые институты. Все это провоцирует заказные убийства, рэкет, теневую экономику, "черные" зарплаты, умышленные банкротства, ограбление людей при помощи фондов и банков, коррупцию.

Следует отметить, что, несмотря на огромный исследовательский интерес к проблеме преступности и девиантности (социального отклонения) в любых ее формах, ни одна из теорий не дает исчерпывающего их объяснения. Так, исследователи отмечают, что преступность в современном мире становится образом жизни. Причины этого разнообразны. Например, члены ряда американских преступных группировок крадут не ради материальной выгоды, а из-за неприятия респектабельного общества, т.е. по тем же причинам, по которым занимаются драками и вандализмом.

Исследования, проведенные в юношеских преступных группировках, формирующихся в субкультурных сообществах, где шансы на легальное достижение успеха малы (например, в сообществах этнических меньшинств), показывают, что если группировки действуют в криминальных районах, эта субкультура помогает индивиду пройти путь от детской кражи до взрослой преступной жизни. В районах, не охваченных организованной преступностью, наиболее распространена форма драк и вандализма, т.е. это своеобразная форма социализации индивида.