Понятие права

Для выявления социальной роли права необходимо понять его сущность как особого феномена общественной жизни или, по крайней мере, рассмотреть его определения, признаки, которые укажут на то, чем оно отличается от прочих регуляторов социальных отношений, установить место права в системе социальных норм.

За многие века существования права в истории человечества в опыте различных типов социально-экономических систем и цивилизаций были выработаны сотни и тысячи различных определений права, созданы многочисленные научные школы, объясняющие природу и сущность права, его место и роль во всех сферах жизни общества, государства, человека. Примерно такая же картина существует и в настоящее время. Речь при этом идет не только о состоянии теории права в пашей стране. Это свойственно и правовой науке других стран.

В качестве иллюстрации можно привести, например, такие определения: право – это "искусство добра и справедливости"; право – это "мера свободы"; право – "применение равного масштаба к неравным в жизни людям"; право – особая форма общественного сознания; право – это специфические общественные отношения; право – это определенные психоэмоциональные состояния, переживания человека; право – это установленные государством нормы поведения.

Право как мера свободы по своей природе есть справедливость, или юридическое равенство. Поскольку право выражено в нормах, оно, по образному выражению Бенедикта Спинозы, есть "математика свободы". Право как норма свободы предполагает равенство. Отсюда знаменитый императив права Иммануила Канта: "Поступай по отношению к другим так же, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".

Это лишь самая малая часть определений права, подходов к его пониманию, которые были сформулированы в различные исторические эпохи и различными по своим взглядам, идеологической и научной ориентации мыслителями. Известны разнообразные научные школы (нормативистская, социологическая, психологическая, теория естественного права и др.), дающие свои теоретические (научные) портреты права. Заслуживают упоминания и различные варианты теологических (религиозных) взглядов на право, которые в отличие от светских теорий доказывают божественную природу права и правовых явлений.

В связи с таким положением вещей можно сделать следующий вывод общего характера. Ни одно определение права, ни одна научная школа не может претендовать на единственно верное понимание права. Каждая раскрывает только одну из сторон права. С определения права только начинается процесс его познания. Можно усвоить различные подходы к его пониманию, но сложнее всего соотнести эти теоретические положения с реальными проявлениями права в общественной жизни и сформировать собственное объективное восприятие права, созвучное его современному состоянию.

Вместе с тем стоит признать, что в отечественной научной и учебной литературе наиболее распространенным стало определение права через его признаки, отличающие данный вид социальных норм от иных.

Право – это система общеобязательных, формализованных социальных норм, установленных или санкционированных государством и регулирующих общественные отношения.

В приведенном определении отображены следующие признаки права:

1) системность (право всегда представляет собой систему норм (правил), регулирующих общественные отношения; оно состоит из множества элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных). Например, право как сложное явление воспринимается через категорию "система права", состоящую из трех основных элементов (норма права, правовой институт, отрасль права). Частью правовой системы каждого государства является система источников права, которые иерархически выстроены. Так, в семье "общего права" центральное место принадлежит прецеденту, в романо-германской – нормативному правовому акту, в мусульманском праве – религиозным источникам. Иные виды социальных норм не достигают такой системной организованности, как право;

2) общеобязательность означает, что правила поведения, воплощенные в нормах права, обязательны для всех субъектов, которым они адресованы: и для рядового гражданина, и для президента страны. Остальные социальные нормы не столь обязательны и носят локальный характер. Например, нормы морали – это скорее рекомендации, а не обязательные правила, которые имеют значение только для тех, кто считает необходимым им следовать. Степень обязательности религиозных норм также в большей степени зависит от воли самого верующего и касается не всех членов общества, а только приверженцев соответствующей конфессии;

3) формализованность состоит в том, что право всегда имеет определенную форму, обладает собственной структурой, т.е. воплощено в так называемых источниках права, которые придают абстрактным идеям о справедливости и порядке конкретное воплощение в виде вполне определенных правил поведения. Эта формализация может произойти в виде прецедента, иметь место в виде закона, указа, положения, обычая и др. Остальные социальные нормы воздействуют на общество независимо от степени своей формализации: одни из них могут быть определены в священных текстах (Библии, Коране) или в уставе политической партии, другие сохраняются в виде обычаев, передаваемых из уст в уста. Но от их формальной определенности не зависит эффективность таких правил. Тогда как нормативный правовой акт, например, должен быть логически внутренне организован как система взаимосвязанных правил, а норма права обязательно должна иметь трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). Так воплощается внутренняя форма права. Кроме того, для того чтобы стать юридическим, правило должно быть заключено в форму того источника, который признается в конкретном государстве правовым. Иными словами, должно иметь определенную внешнюю форму. Например, в Саудовской Аравии в качестве правовых признаются государством религиозные источники, в Великобритании – прецеденты, в России же государством ни тот, ни другой источник правовым не признается;

4) государственно-властный характер, показывающий, что только государство в особом порядке устанавливает юридические правила или санкционирует их (т.е. обеспечивает реализацию уже оформившихся правил, в том числе и обычаев). Остальные социальные нормы нс обладают государственно-властной природой. Так, например, в отдельных государствах религиозные праздники являются общегосударственными днями отдыха, но только благодаря тому, что соответствующий государственный орган принял по этому вопросу властное решение;

5) обеспеченность государственным принуждением означает, что юридические предписания всегда могут быть поддержаны в процессе их реализации силой государственного принуждения, что государство охраняет их от нарушений. Иные виды социальных норм не обеспечены государственной защитой от нарушений.

В учебной и научной литературе выделяют и иные признаки права, например, справедливость (имеется в виду, что, отвечая ожиданиям и согласованной общей воле всех основных слоев общества, право проявляет свою "справедливую" природу в применении равного масштаба к разным по своим реальным свойствам и социальным характеристикам людям). Однако этот признак нельзя признать универсальным для разных периодов развития права и в равной степени характерным в современных условиях для права различных государств. Кроме того, стоит заметить, что справедливость даже в большей степени характерна не для правовых, а для религиозных норм и норм морали. Встречается также упоминание и о таком признаке права, как неисчерпаемость.