Понятие и оценка толерантности

Толерантность определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Это свойство личности противоположно предубежденности, расовой и религиозной нетерпимости, стереотипам восприятия представителей отдельных социальных групп. Свойство толерантности должно быть присуще работникам, деятельность которых связана с влиянием на поведение, судьбы, жизнь других людей. Толерантность является залогом объективности в принятии решений, в восприятии людей и ситуаций. Поскольку это свойство многомерно (можно быть терпимым к представителям другой нации, но не воспринимать объективно какие-либо социальные группы или религии), определение толерантности должно быть связано с объектом, по отношению к которому она либо проявляется, либо отсутствует. Для определения толерантности определенной модальности целесообразно разрабатывать опросники и проводить исследования по шкалам Богардуса. "Шкала Богардуса предназначена для измерения национальных и расовых установок. Ее особенность в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя все последующие и исключает все предыдущие. Вопрос для шкалы имеет, например, следующую формулировку: "Какие взаимоотношения с представителями соответствующей национальности для вас приемлемы:

— брачные отношения;

— личная дружба;

— быть соседями;

— быть коллегами по работе;

— быть жителями одного города, поселка;

— быть согражданами одной республики;

— быть согражданами страны;

— не возражаю против их выезда из страны"".

Ответив положительно на вопрос, например, "Быть коллегами по работе", вы тем самым исключаете для себя отношения типа "Быть соседями, личная дружба, брачные отношения", но однозначно включаете как вполне приемлемые "Быть жителями одного города" и нижеследующие.

Кроме данного метода требуется и наблюдение за поведением и реакцией индивида, поскольку в процессе ответа на вопросы шкалы Богардуса возможна фальсификация, особенно если индивид знает цель исследования.

Методы получения знаний о личности

Методы определения личностных качеств работников и особенностей ролевого распределения в группе, отношения работников группы друг к другу, достаточно многообразны, но наиболее часто выделяют следующие:

- метод наблюдения (внешнего), состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики человека. Метод требует значительного времени, специальной подготовки и трудоемок;

- метод самонаблюдения (интроспекции) — наблюдение человека за собственными психическими проявлениями. Обычно выводы, которые делает человек на основе самонаблюдения, субъективны, неадекватны и могут использоваться для анализа самооценки и для сравнения с мнением окружающих;

— многочисленная группа личностных опросников, или тестов, позволяющих определить различные свойства и качества личности, такие как темперамент, характер, интеллект, склонность к творчеству, мотивы поведения, ценностные ориентации, факторы, влияющие на поведение, и т.п. Эти опросники выявляют стороны личности с помощью анализа и группировки ответов испытуемого на вопросы или утверждения. Ответы обычно имеют форму меню, т.е. требуется выбрать один из вариантов предусмотренных ответов. Поскольку ответы дает сам опрашиваемый, постольку получаемые данные содержат значительный элемент субъективизма; на качество ответов влияет и психологическое состояние опрашиваемого во время опроса, и степень фактического знакомства с ситуацией, поведение в которой предлагается охарактеризовать;

- проективные методы, основанные на выводах психологической пауки о том, что субъект сознательно или неосознанно переносит, проектирует свои психологические свойства, состояния на внешние объекты, что отражается в интерпретации им того или иного стимульного материала. Профессиональный психолог, психоаналитик или психотерапевт в состоянии распознать за теми ассоциациями, которые вызывает у субъекта стимульный материал (кляксы, картинки и т.п.), особенности его личности, мотивов, ценностей, работу подсознания. При использовании данных методов присутствие опытного профессионала в области психологии обязательно;

- социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений, ролей и статусов членов группы, в том числе выявления неформальных лидеров, психологической совместимости. Есть группа тестов для определения социально-психологического климата в группе, отношения к лидеру, к руководителю, для выявления стиля руководства;

- методы анкетирования, интервью, бесед, экспертные методы, позволяющие получить информацию путем ответа на письменные или устные вопросы специалиста. Данные методы широко применяются в системе маркетинга, при необходимости выявления отношения к труду (например, "Анкета об имеющихся и желаемых полномочиях"), при различного вида социологических исследованиях и требуют участия специалистов для разработки программы исследования, для его организации, проведения и последующей интерпретации результатов.

Отдельную группу образуют профориентационные тесты: если для использования личностных опросников на этапе профотбора или перемещения работника требуется предварительное представление о требуемых качествах и свойствах, а личностные опросники помогают установить наличие качеств, то профориентационные тесты помогают определить сферу деятельности, к которой опрашиваемый имеет расположенность.

Существенными факторами выбора того или иного метода, теста являются его валидность (соответствие тому, для чего он предназначен; тест определяет именно то, что и должен) и надежность (тест позволяет получать одни и те же результаты независимо от количества опрашиваемых и контингента). Многие простые по содержанию и обработке результатов популярные тесты не проходят проверку на валидность и надежность и не могут использоваться и сфере управления персоналом.

Коэффициент валидности определяется через корреляцию диагностических оценок и значений какого-либо критерия профессиональной успешности (продуктивность, доход, темпы продвижения и т.п.). В табл. 3.3 приводится сравнение валидности различных диагностических методов.

Таблица 3.3. Валидность различных диагностических методов

Метод

Валидность

min

max

Интервью

0,00

0,25

Тесты достижений

0,10

0,20

Тесты интеллекта

0,20

0,30

Личностные тесты

0,20

0,40

Ситуативные методы

0,20

0,30

Суждения коллег

Биографические методы

0.10

070

Ассесмент-центр

0,40

0,75

Несколько слов о популярном методе познания личности — личностных опросниках, или тестах. Канадский психолог Ж. Годфруа указывает на то, что против личностных опросников вообще было выдвинуто много обвинений. Подчеркивалось, что нет убедительных доказательств их надежности и валидности, многие пункты имеют очень общий характер, испытуемый часто подпадает под влияние авторитета ученого, разрабатывающего или применяющего тест, и отвечает на вопросы не искренно, а так, как, по его мнению, хотелось бы увидеть ученому. На результаты тестирования влияют усталость и беспокойство, некоторые тесты вторгаются в личную жизнь испытуемого, нарушают его "прай-веси". Доступность тестового материала позволяет знакомиться с ним заранее и отвечать, по сути, фальсифицируя результаты. Многим известны приемы "обмана" тестов, вплоть до обмана теста "Полиграф", более известного как детектор лжи. Все эти соображения приводят к тому, что тестирование должно рассматриваться только как вспомогательное средство в определении качеств человека, использование тестов возможно только в пакетах, в батареях, когда данные, полученные одним способом, проверяются при применении другого способа, группы тестов.