Лекция III. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

В результате изучения раздела III студент должен:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ основных понятий: мораль, высшая цель, базовые и инструментальные ценности, ненасилие, моральные запреты, самосознание, целостность личности, добро и зло, виды зла, долг, честь, достоинство, счастье, смысл жизни;

• трактовку понятий счастья и долга в этике прав человека;

• отличительные характеристики морали как социально-психологического феномена;

• психологические функции категорий этики;

уметь

• наполнять категории этики современным ОГЛАВЛЕНИЕм;

• различать виды зла;

• различать современные и традиционные концепции счастья;

• различать понятия чести и достоинства;

• видеть связь между общечеловеческими ценностями и профессиональными нормами;

• применять категории этики в жизни и профессиональной деятельности;

владеть

• категориями этики как инструментами осмысления и решения возникающих проблем и моральных дилемм в деловом и профессиональном поведении.

Лекция 9. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ

Определение понятия морали

Мораль — важная сфера социальной и индивидуальной жизни, характеризующаяся практической воплощенностью ценностей и идеалов добра, справедливости, порядочности, добросовестности, честности и ответственности, придающая смысл жизни отдельного человека, способствующая существованию социального порядка. Мораль — уникальный способ самоорганизации индивида как личности и общества как системы. В современном мире пришло осознание роли морали в решении глобальных проблем (прежде всего выживания человечества), а также в повышении эффективности деятельности отдельных организаций.

Практическое воплощение нравственных ценностей способствует формированию духовного единства людей, скрепляет социальную общность невидимыми узами, образует культурные, социальные и профессиональные идентичности, создает субъективные ощущения смысловой наполненности и счастья. Оперируя этими представлениями как базовыми ценностями, мораль удовлетворяет социальные и индивидуальные потребности в саморегуляции и самосохранении. На индивидуальном уровне это потребность в смысле, самоутверждении и самоосуществлении. На социальном уровне — в саморегуляции социальной системы, осуществлении духовной сплоченности, предсказуемости, надежности взаимных ожиданий.

В теоретической и философской этике существуют различные определения морали. "Мораль, — пишет А. А. Гусейнов, — как всем хорошо известно, трудно определить; она до такой степени не поддается логически строгому структурированию, что некоторые авторы видят в этом даже ее специфику". Эту мысль подтверждает обзор разных точек зрения. Например, средневековый теолог Августин считал, что мораль — это голос Бога в душе человека. И. Кант также был уверен, что нравственный закон находится в душе каждого мыслящего существа, однако вопрос о том, как он попал туда, остается великой тайной, это такая же тайна, как бесконечное небо над головой. Некоторые современные авторы отождествляют мораль и справедливость: в морали выражается потребность в "упорядочивании притязаний членов сообщества в отношении доступных благ, — отмечает А. В. Прокофьев. — Строго говоря, в этом состоит справедливость". Аристотель связывал добродетель со стремлением к Высшему Благу.

Моральстремление к высшей цели. Согласимся с мыслью Аристотеля, что мораль совпадает со способностью социального субъекта (как отдельного индивида, так и сообщества) выбирать цели своей жизнедеятельности. Цели и ценности могут быть высшие (базовые) и промежуточные (инструментальные). К высшим целям относятся такие ценности и идеалы, которые не могут быть средством (мир, счастье, благополучие, справедливость), но выступают последним пределом. Уже Платон и Аристотель считали, что именно высшая цель придаст смысл всей деятельности человека. Все другие цели (инструментальные), будучи достигнуты, превращаются в средства. 14 только последняя цель может быть высшей целью подлинной (ценностью), именно в ее перспективе приобретают смысл и поддаются оценке все прочие цели.

Высшая цель (или благо) понималась в моральной философии по-разному. Некоторые считали высшей целью удовольствие (Аристипп), другие — счастье (Аристотель, Эпикур), третьи — добрую волю и человеческое достоинство (Кант), некоторые называют пользу (утилитаристы), любовь к Богу (трансценденталисты), любовь к человеку (гуманисты), радость познания и т.д. Высшая цель, по мнению Платона, находится вне времени, она трансцендентна и изображается в форме последней точки на ценностной вертикали, напоминая о пограничном характере человеческого существования. Наличие верхнего и нижнего пределов — характеристика человека как нравственного существа. У человека выражено стремление подняться над обстоятельствами своей жизни, над самим собой. Обозначая верхний и нижний пределы своего существования (добро и зло, небо и земля, божественное и животное), сам человек всегда находится где-то посредине, он на лестнице, в пути, который идет снизу вверх. Если же человек не стремится к высшим целям, не развивается духовно, тогда он деградирует и становится хуже, чем животное.

Человеческая деятельность в традиционной этике выстраивается в перспективе последней (высшей) цели (идеала, совершенства). Насколько разумна и осмысленна эта цель, насколько чисты (бескорыстны) мотивы поведения человека — настолько он морален. Важно не только ОГЛАВЛЕНИЕ высшей цели, важно само ее наличие, что не только мотивирует, но и активизирует, делает возможной любую деятельность.

Моральные ценности как высшие цели не дополняют, а конституируют поведение человека, в том числе экономическое. Наличие высшей цели (миссии) сегодня лежит в основе этических кодексов разного рода (профессиональных, организационных, корпоративных).

Человек — существо особого рода. Его уникальность выражается в том, что он нуждается в смысле. Таким смыслом жизни может выступать мораль. Человек как творческая личность находится в постоянном поиске, в становлении, и мораль фиксирует именно этот момент стремления к идеальным целям, к совершенству; путь и движение, это стремление к высшему, должному и есть специфический способ существования человека как нравственного существа.

Стремление к высшей цели означает способность к повышению уровня самоорганизации. Категории морального сознания (смысл жизни, счастье, долг, совесть, честь, достоинство и пр.) выступают важными факторами становления самосознания личности, формирования ее идентичности, ее самоорганизации. На индивидуально-личностном уровне мораль удовлетворяет потребности в самосохранении, самоутверждении, самоосуществлении и единства с другими.

Мораль — отношения равенства. В процессе социальной деятельности люди вступают в общение как социальные субъекты: врач и пациент, учитель и ученик, мужчина и женщина, родители и дети — все эти отношения фиксируют ситуации неравенства. Но отношения между этими людьми включают моральный аспект, который заключается в том, что каждый человек является моральным субъектом, поэтому в той степени, в какой эти отношения являются субъект-субъектными, они моральны. Личностные собственно моральные отношения основаны на идеях равенства. Основанное на идее нравственного равенства, отношение человека к самому себе и отношение к другому человеку как личности — это основа индивидуальной морали. Специфика морали в ее фундаментальности — она делает возможными все прочие отношения между людьми, она заключается в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество. В этом смысле следует согласиться с великим Конфуцием, который говорил, что основой всякой добродетели является человеколюбие. Если есть человеколюбие, то все остальные качества производны, и наоборот, если нет человеколюбия, то все поступки и отношения обесцениваются. Мораль и есть та человечность и то человеколюбие, без которых отношения людей теряют гуманистический характер. Золотое правило нравственности требует от человека руководствоваться в своей жизни такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, по отношению к которым можно желать, чтобы ими руководствовались другие люди по отношению ко мне — правило взаимности.

Мораль основана на уважении человеческого достоинства. Как справедливо утверждает А. А. Гусейнов, "с морали начинаются человек и человеческие (общественные) отношения, мораль задаст внутреннюю смысловую границу собственно человеческого способа существования, и в этом значении она тождественна человечности. Отсюда следует, что быть моральным означает признать безусловную Ценность, святость человека". Человеческая личность — больше того, что она делает. Она исходно самоценна. Собственно, определяя человеческую личность как нравственно ответственное существо, мы определяем ее как существо, имеющее самоценное значение и достойное уважения. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку, т.е. такое отношение, в ходе которого данная конкретная личность утверждается до и независимо от каких бы то ни было ее конкретных качеств и действий, есть исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.

Моральэто отказ от насилия. Идея морали как степени человеколюбия в истории культуры расшифровывалась по-разному: как любовь к ближнему, братство людей, человеческая солидарность, благоговение перед жизнью и т.д. Эту идею выражает категорический запрет на насилие, прежде всего и главным образом на убийство человека. Мораль тождественна любви к человеку, что выражается в ненасилии. Насилие есть узурпация свободной воли другого человека, рассмотрение его как средства, объект использования. Человек совершает насилие тогда, когда он лишает другого возможности действовать по собственной воле, уничтожая его или низводя до положения раба. Под насилие не попадают такие формы принуждения, когда одна воля господствует над другой с ее согласия, как, например, в отношениях: учитель — ученики, законодатели — граждане и т.п.

Ненасилие — принципиальное воздержание от того, чтобы ставить свою волю выше воли другого (за принудительным навязыванием своей воли воле другого всегда стоит убеждение, что она выше, лучше последней). Оно есть признание за волей другого такой же способности к свободным, разумным, нравственно ответственным решениям, какой обладаю я сам. Ненасилие означает категорический отказ от того, чтобы ставить себя в человеческом отношении выше другого, быть ему судьей. Это есть действительное признание того, что каждый человек ценен сам по себе. Особо следует подчеркнуть: ненасилие не означает отказа от оценки действий другого человека. Здесь речь идет только о праве человека на нравственно-ответственное существование. Принцип ненасилия категорически запрещает покушаться именно и единственно на это право исходя из святости, самоценности человека. Он тем самым открывает перспективу равнодостойного сотрудничества людей. Запрет на насилие — первый и основной моральный запрет. Самыми известными его формулировками являются "не убий" Моисея, непротивление злу Иисуса Христа, буквально — ненасилие, повреждение древнеиндийской культуры (в особенности религии и философии джайнизма). Новую жизнь принцип ненасилия обрел в XX в. благодаря духовным и практическим усилиям Л. Н. Толстого, М. Ганди, М.-Л. Кинга. Требование ненасилия, по сути дела, есть запрет на то, что очевидным образом противостоит морали, добру. Именно в этом содержании оно имеет безусловный, категорический смысл.

Мораль связана с исполнением долга. Мораль связана со способностью к самообязательству, добровольному выполнению долга (перед людьми, перед самим собой, перед природой, перед своей профессией и т.д.).

Мораль предполагает наличие запретов и самоограничений, т.е. таких действий, которые человек никогда не позволит себе совершить. Как считает А. Гусейнов, определение морали должно быть скорее негативным, чем позитивным: "в той мере, в какой мораль абсолютна, мы не можем конкретно сказать, что оно такое; соответственно не может быть позитивных требований, имеющих абсолютный статус. Мы можем сказать определенно только о том, что не является моралью". Например, принцип ненасилия и есть как раз запрет на то, что противоположно морали, — запрет на насилие. Только он может претендовать на безусловную обязательность, абсолютность.

Именно потому, что мораль выражает идеальные стремления людей, она не может уместиться в каком-либо конкретном, позитивном требовании или в совокупности требований. Поскольку мораль рассматривает жизнь человека как конечного существа в перспективе бесконечного совершенства, поскольку сама эта перспектива является бесконечной (ибо на какой бы ступени лестницы, ведущей в бесконечность, человек ни находился, расстояние от этой ступени до бесконечности будет бесконечным), то ее требования могут лишь фиксировать несовершенство человека, его удаленность от цели. Поэтому моральные требования как требования, претендующие на абсолютность и всеобщность, могут быть только негативными. Они суть запреты.

Л. А. Гусейнов настаивает на рассмотрении запретов как выражающих суть нашей индивидуальной способности к выполнению свободного самообязательства. Именно эта способность человека не совершать того, что он считает ненужным, недостойным, определяет меру сознательного отношения человека к своим действиям. Это центральный пункт для понимания действенности морали, которая, по точному замечанию Сартра, "никогда не говорит о том, что следует делать, но всегда говорит о том, что ни при каких обстоятельствах делать нельзя".

Нравственные требования имеют по преимуществу форму запретов. Это относится и к добродетелям (умеренность есть прежде всего запрет на невоздержанность, чревоугодие, похотливость; мужество — запрет на трусость; мудрость — запрет на невежество и суеверие; справедливость — запрет на бесправие; милосердие — запрет на насилие; толерантность — запрет на дискриминацию людей по расовым, религиозным, политическим и иным признакам), но еще в большей мере к нормам.

Именно запреты "обозначают границы между пространствами собственно человеческого существования и обрамляющими их, скрытыми за ними зонами дикости". В случае запретов люди выступают в качестве разумных, свободных, дееспособных и ответственных существ. Самый простой пример — пищевые запреты, широко практикуемые в качестве нравственных требований: запрет на свинину в исламе, запрет на мясо у вегетарианцев, запрет каннибализма. Следуя запретам, человек свободно и активно утверждает себя в ситуации соблазнов и искушений. Эти негативные поступки представляют собой духовно напряженные добровольные акты. Сознание нравственной безусловности запрета является его единственным мотивом. "Запреты суть средства, благодаря которым люди оберегают свое бытие в его сугубо нравственном качестве и предназначении: это — вехи, призванные обозначить “минные поля” на пути человечности. Как скульптор высекает прекрасный человеческий образ из камня, отсекая в нем все лишнее, как ученый открывает законы природы в искусственной среде эксперимента, очищенной от всех искажающих случайных влияний, так индивид развивает себя в нравственную личность, ограничивая разрушительную стихию природных и социальных инстинктов. Эта истина закреплена в культуре всеобщим убеждением, что нравственный человек — это человек сдержанный, скромный, способный умерить зов плоти, искушение власти, жажду богатства, подчинить свои страсти взвешенному голосу разума".

На социальном уровне возникают другие потребности, мораль как социальный феномен способствует единству и самоорганизации социума, выступает способом социальной регуляции, вырабатывает общие правила поведения, нормы, ценности. Критерием поведения индивида как части организации является его адекватность целям и потребностям всей системы.

В больших социальных системах требуется координация действий множества людей. Такие качества, как доброта, щедрость, любезность, открытость, толерантность, общительность, милосердие, обнаруживаются только в отношениях с другими и описывают само качество этих отношений. Как социальный феномен мораль формулирует правила и нормы поведения людей, позволяет им продуктивно взаимодействовать в рамках общих представлений о добре и зле, справедливости и пороке.

Культура выступает посредником между социальными и индивидуальными потребностями, она позволяет их объединить. Культура не только выражает человеческие чувства, но и воспитывает их, формирует внутренний мир человека, его мировоззрение и ценности (нравственные, религиозные эстетические), создает образцы для подражания и развивает способности к самостоятельному творчеству. Общество требует выполнения социального долга, культура формирует пространство свободы и творчества как способы самореализации личности. Моральные нормы — неписаные правила и законы, сложившиеся в истории национальной культуры, им следуют не по принуждению, а осознанно, по потребности и по совести. Часть моральных норм воплощена в законах государства, религиозных заповедях, корпоративных и профессиональных этических кодексах. Но всегда существует пространство свободы, в котором индивид волен сам принимать решение, осуществлять выбор своего поведения, но при этом важно понимать, что от моего выбора может зависеть благополучие и судьба других людей, а также та планка доверия, которая сложится в социуме.

Согласимся с академиком А. А. Гусейновым, что "назначение морали — придать ценностную осмысленность жизни человека, мотивировать его поведение высшими ценностями. Ее назначение — соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность... Цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль".