Понятие и модель логистического бизнеса

Таким широко распространенным термином, как "бизнес", определяется любой вид предпринимательской, коммерческой и другой деятельности или занятия, как правило, с использованием капитала, который приносит доход, прибыль или иные личные выгоды. Определение логистического бизнеса можно сформулировать следующим образом. Логистический бизнес – это деятельность предприятий и организаций по производству, приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, участвующих в этом процессе.

Логистический бизнес связан в основном с продажей продукции и оказанием транспортных услуг с целью перемещения товара. Продукция – это физические, материальные предметы, а услуги вещественно неосязаемы и невидимы. Например, транспортная услуга, обеспечивающая пространственное перемещение товара от поставщика к потребителю, является невещественной, а все виды логистического бизнеса включают в себя обмен. Наиболее общая и распространенная форма процесса обмена – это обмен товаров и услуг на деньги между двумя сторонами (поставщик – потребитель). Такая сделка купли-продажи в целях взаимной выгоды является основополагающей в трактовке бизнеса. При этом продукция и услуги станут бизнесом только тогда, когда они будут удовлетворять желанию, потребности и соответствовать требованиям потребителей. Логистический бизнес можно определить тремя показателями: в чем, как и чьи потребности необходимо удовлетворять. Чтобы соответствовать этим показателям, можно пойти двумя путями: 1) сформировать гипотезы через цепь логических рассуждений и создать теорию; 2) выявить структуру и закономерности, используя наблюдения и накопленный опыт.

Мы пошли по второму пути и использовали разработки американского специалиста по управлению Арнольда Вайсмана, который предложил рассматривать процесс движения к успеху в бизнесе по спирали (рис. 1.6). На рисунке показаны условия, способствующие достижению успеха в логистическом бизнесе.

1. Определить центральную проблему. Такой проблемой может быть, например, существующая на рынке неудовлетворенная потребность в материальных ресурсах.

2. Для решения этой проблемы необходимо сконцентрировать все силы на разработке проектов, связанных с удовлетворением потребностей потребителей материальными ресурсами.

3. Необходимым условием достижения успеха является участие в работе логистов с очевидной компетенцией в этих проблемах.

Рис. 1.6. Спираль успеха

Обдуманное и более эффективное, чем у конкурентов, разрешение различных проблем будет, несомненно, способствовать успеху логистического бизнеса.

Структура группы лиц, заинтересованных в логистическом бизнесе, приведена на рис. 1.7.

Рис. 1.7. Структура групп лиц, заинтересованных в логистическом бизнесе Чтобы логистический бизнес был эффективным, его следует приспосабливать к реалиям внешней среды, которую для этого необходимо анализировать. К факторам внешней среды относятся социологические, технологические, экономические и политические факторы, которые называют СТЭП-факторами (рис. 1.8).

Рис. 1.8. СТЭП-факторы логистической системы

Логистической организации очень важно проанализировать, как СТЭП-факторы влияют на бизнес. Проанализируем их, начав с экономических факторов, показывающих экономическую обстановку и объемы денежных средств, которые могут быть потрачены покупателями. Они также определяют виды приобретаемых товаров покупателями и сумму, которую они готовы заплатить. Экономическая обстановка обусловливает наличие и доступность денежных ресурсов, а значит, и доходы на инвестированный капитал или займы. Последние влияют на величину заемных средств, к которым готов обратиться бизнес для того, чтобы финансировать свои логистические системы.

Экономическая обстановка зависит от различных политических факторов и политической ситуации в целом. В определенной степени способы управления экономикой и есть результат политических целей и задач руководства страны. Логистический бизнес существует в рамках сложившейся правовой среды, и его деятельность регулируется соответствующими нормативными правовыми документами.

Социологические факторы учитывают изменение социальных традиций, поведения, возраст населения, нравственные и религиозные нормы и т.д., напрямую влияющие на потребительский спрос.

Технологические факторы отражают уровень научно-технологического развития, воздействующий на бизнес, например в области информационных технологий.

К СТЭП-факторам следует также добавить физическую, или географическую, среду и институциональную организационно-техническую среду. Первая характеризует условия, в которых ведется бизнес: доступность сырья и энергоресурсов, а также наличие инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта. Эти факторы существенно влияют на размещение логистических систем и, следовательно, на расходы по доставке материальных ресурсов и распределению продукции.

Институциональная организационно-техническая среда характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых логистический бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие логистические операции. Эти институты включают в себя банки (оказание финансовых услуг), оптовые и розничные склады (предоставление услуг по распределению товаров), агентства по изучению рынка (предоставление информации о рынке), транспортные агентства (доставка товаров), поставщиков (снабжение сырьем и готовой продукцией), средства связи и передачи информации.

Важно провести и отраслевой анализ логистики. Майкл Портер, который исследовал поведение фирм, предлагает проводить эти исследования по пяти рыночным факторам: влияние поставщиков, влияние покупателей, соперничество конкурентов, препятствие для доступа на рынок других компаний и угроза появления заменителей вашего продукта или услуги. Этот анализ помогает менеджерам-логистам получить полезную информацию о конкурентной среде и соперниках в бизнесе.

Приведенная на рис. 1.9 модель показывает бизнес с его пятью функциями.

1. Производственная (процессионная, логистическая) функция (основная функция).

2. Функция ведения финансового учета.

3. Функция управления кадрами.

4. Функция материально-технического обеспечения.

5. Функция маркетинга.

Под функциями бизнеса понимается осуществление логистической деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем-логистом и другими элементами хозяйственной среды. Эти функции связаны с внешними СТЭП-факторами. В рамках бизнеса каждая из функций взаимодействует с любой другой, что способствует эффективной работе логистической системы.

Рис. 1.9. Модель логистического бизнеса [23]

В настоящее время логистика распространена во всем мире, и, как считают экономисты, без решения логистических проблем и задач трудно победить в конкурентной борьбе и бизнесе. Оценить эффективность работы логистического бизнеса помогают приведенные в различных литературных источниках четыре основные научные школы бизнеса: классическая теория максимизации прибыли, управленческая теория, бихевиористская теория и модель "структура – ведение операций – функционирование" (табл. 1.5).

Таблица 1.5. Характеристика научных школ бизнеса

Научные школы, теории, модели

Характеристика

Классическая теория максимизации прибыли

Это теория гласит, что фирма будет расширять объем производства или увеличивать объем материалопотока до тех пор, пока предельные затраты (МС) на производство дополнительных единиц продукции (мате- риалопотока) остаются равны предельным доходам (MR), полученным от реализации продукции или мате- риалопотока, т.е. MC-MR

Управленческая теория

К данной теории экономисты относят:

– максимизацию доходов от реализации продукции – модель Баумола. Данная модель ориентирована скорее на доход от реализации, чем на прибыль. Причина этого связана с тем, что вознаграждение управляющих зависит, как правило, от данного показателя, а не от прибыли;

– максимизация роста – модель Мэрриса. Он утверждает, что менеджеры получают удовлетворение

от дополнительного роста компании, а не от прибыли, и потому ищут возможности для увеличения размера компании;

– к управленческой теории относят и теорию максимизации управленческой полезности, которую исследовал Уильямс. Он отметил, что удовлетворенность менеджера может выражаться его полномочиями, статусом

и влиянием в компании. Она зависит от числа служащих, находящихся в его подчинении, размера бюджета, которым он распоряжается, и размера "чаевых" (служебный автомобиль, страховка, зарубежные поездки и др.)

Бихевиористская теория

Точка зрения бихевиористской теории заключается в том, что достижение успеха организации зависит не от какого-то показателя, а от понимания человеческой потребности и социального взаимодействия

Модель "структура – ведение операций – функционирование"

При разработке этой модели менеджер фирмы должен допускать разумные компромиссы и поступаться одними целями и задачами в интересах достижения других. Например, одностороннее решение только производственных задач может вступить в конфликт с целями и задачами в других функциональных областях логистики (складское хозяйство, запасы, транспорт)