Лекция 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ, СИСТЕМА

Ключевые термины и понятия

Международное право; межгосударственная система; функции международного права; имплементация; генеральная рецепция; трансформация; международное частное право; отрасль международного права; диспозитивные и императивные нормы международного права; обязательства erga omnes; международно-правовые институты.

Понятие международного права и его предмет

Россия, как и другие государства, – часть межгосударственной системы. Ее компонентами, помимо государств, являются также: международное право; международные организации; международные судебные органы; народы в стадии становления государственности; государственно- подобные образования и т.д. Компоненты глобальной межгосударственной системы взаимодействуют прежде всего на основе международного права.

Международное право – это не только язык международного общения, как отмечено на первой Всемирной конференции международного права (1995). Международное право – это основа стабильного миропорядка.

Национальное право одного государства также может сказаться на состоянии порядка в мире, на развитии права другого государства – тем более в современную эпоху усиления взаимозависимости в мире.

Но системообразующими в межгосударственной системе являются отношения между государствами на основе международного права. Его нарушения чреваты международными кризисами, в том числе непоправимыми. В силу этого оно влияет и на развитие национального права конкретных государств. В науке говорят о международной нормативной системе, центральную часть которой составляет международное право.

Римский поэт Публий Вергилий обещал еще в I в. до н.э.: "Мы расскажем о справедливом праве, основанном на договорах". "Всякая справедливость – от Бога, Он один – ее источник; но если бы мы умели получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в правительстве, ни в законах", – писал Жан-Жак Руссо в знаменитом трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права". Со времен Руссо, как отмечает Гегель, субстанцией права признается воля. Согласование воль – суть нормообразования.

Теория согласования воль государств в ее наиболее разработанном виде была представлена отечественной международно-правовой наукой. Согласно этой теории в отличие от национальных правовых систем в международном праве нет высшего по отношению к субъекту права органа, создающего право; нет и соответствующей судебной системы, толкующей принятые парламентом (или иным органом государства) законы. Другие авторы делают акцент не на согласовании воль государств, а на их согласии с некоторыми правилами поведения. В любом случае нормы международного права создаются самими его субъектами по согласию между собой, прежде всего между государствами.

Ключевой принцип межгосударственного согласования, как и вообще отношений между народами, – принцип равноправия народов, зафиксированный сегодня в Уставе ООН. Идею равноправия государств, равенства при согласовании договоров высказывали давно.

Плиний сообщает, что "парфяне со скифами общаются как равные с равными".

Гроций пишет, что "требуется равенство в договорах", но напоминает, что "Ульпиан делит соглашения на публичные и частные... В частных – например, в соглашении между кредитором и должником неравенство допустимо"; но не в публичных соглашениях. Под публичными соглашениями Ульпиан понимает те, которые могут быть заключены на основании воли власти.

Международное право (его предмет – это международные отношения) отличается от национального, или внутригосударственного права (предмет последнего – общественные отношения внутри государства). Есть и другие существенные отличия:

1) разная социальная среда. Национальное (внутригосударственное) право отвечает социальной сущности данного государства. Такое право может выражать, например, преобладающую власть капитала (США), эгалитаризм работающих (Китай). В фашистской Германии государственные предписания официально оправдывали агрессию. В ЮАР в прошлом узаконивался апартеид. В современной Франции разработано законодательство в области защиты прав человека; во многих западноевропейских странах (в Дании, к примеру) законодательство обеспечивает даже безработному достойную жизнь; не допускает того огромного разрыва в доходах – между самыми бедными и самыми богатыми, который существует, например, в современной России.

В отличие от такой контрастности национального права международное право имеет общедемократический характер, максимальную степень общеприемлемости;

2) способ образования правовых норм. В национальном (внутригосударственном) праве создателем норм права может быть монарх, парламент, другие органы власти, глава военной хунты и т.д. Но не подданные или граждане – субъекты национального права. Создатели национального права находятся как бы над субъектами права. Поэтому говорят о субординационном его характере. Даже в случае референдума создателем нормы, принятой референдумом, являются не граждане (здесь точнее говорить о волеизъявлении гражданина – он "за" или "против" нормы; в согласовании текста нормы большинство граждан – субъектов права – не участвуют).

А в международном же праве его нормы, в том числе тексты договорных норм, создают сами субъекты права, прежде всего государства, посредством согласия между ними. Соответственно говорят о согласительной, координационной природе международного права;

3) способ обеспечения выполнения норм права. По национальному праву, если гражданин его нарушает, стоящие над ним государственные органы его за это наказывают, обеспечивают восстановление нарушенного права.

Чем демократичнее государство, тем последовательнее это обеспечивается, в том числе в отношении граждан – высших должностных лиц государств или руководителей крупнейших компаний.

А в международном праве над субъектами права нет верховного органа. Нет "надсубъектного" аппарата принуждения. Здесь задействован древнеримский постулат – par in parem поп habet imperium (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъекты международного права сами создают механизмы обеспечения его выполнения;

4) предмет регулирования. Национальное право регулирует отношения прежде всего в пределах юрисдикции соответствующего государства – между гражданами, юридическими лицами, между ними и органами власти и т.д.

Международное право регулирует отношения прежде всего между государствами, а также между ними и другими акторами (действующими участниками) межгосударственной системы, причем в общепланетарном пространстве (наземном, подземном, морском, воздушном), в космосе;

5) функционирование права, правоосуществление. Национальное право осуществляется постольку, поскольку действует государственная власть; его применяют прежде всего суды, но не субъекты права (граждане, юридические лица). Последние исполняют нормы национального права.

А главную роль в реализации международного права, в его применении играют его субъекты, прежде всего государства. Роль международных судов и арбитражей в функционировании права тоже высока, но, во-первых, она опосредована волеизъявлением государств; во-вторых, не является основной в правоосуществлении.

Это именно право, его нормы юридически обязательны. Нарушение международного права влечет ответственность. Наличествует система принуждения для целей обеспечения выполнения (enforcement) норм международного права. Например, по решению Совета Безопасности ООН допустимо использование силы. То есть международное право находит санкцию своих требований не только в упреках совести (будь так, оно было бы международной нравственностью).

Отрицатели международного права ссылаются иногда на случаи, когда роль международного права принижена (например, на случаи бомбардировок самолетами НАТО конкретной страны без решения о том Совета Безопасности ООН).

И в древности знали: Inter arma leges silent (когда говорят орудия, законы молчат). "Могу ли я помышлять о законе, когда я вооружен", – заявляет прямодушный Помпей. Эти изречения, впрочем, не надо буквально понимать сегодня – и на войне действуют законы и обычаи войны. Некоторые нарушения международного права – не повод для международно-правового нигилизма. Факты убийств людей на территории государства – еще не повод считать, что у такого государства нет уголовного права. В ядерно-космическую эру, эпоху взаимозависимости более 190 государств, эру смертоносных эпидемий, глобализации роль международного права растет. Благодаря ему предупреждается мировая война. (Еще Гораций сказал: "страх побуждает права изобресть, чтобы избегнуть насилия".) Посредством международного нрава улаживаются межгосударственные споры, удовлетворяются повседневные человеческие потребности международного характера: международные телефонные переговоры; электронная связь, в том числе международная; морские, сухопутные, воздушные международные сообщения; международная торговля и т.д. Осознается востребованность международно-правовых мер для решения масштабных проблем: освоение космоса, новых источников энергии, сохранение окружающей среды и др.

Теория

В теории выделяют иногда функции, которые международное право выполняет в международных отношениях: 1) координирующая функция: в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений; 2) регулирующая функция международного права проявляется в установлении четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия государств; 3) обеспечительная функция международного права выражается в создании правовых механизмов, побуждающих государства соблюдать международные обязательства.

Итак, международное право есть необходимый правовой компонент межгосударственной системы. Это – его краткое определение. Развернутое определение должно, видимо, отражать отличительные особенности международного права, изложенные ранее. Оно регулирует прежде всего отношения между государствами. Но не только. Отношения между государством и международной организацией. Между государством и иностранным лицом, юридическим или физическим. Международное право общеприемлемо, с его нормами согласны многие и многие государства. ("Ложным не может быть многим народам присущее мнение", – утверждал еще Гесиод.) Международное право создается государствами, другими его субъектами путем согласия между ними. Выполнение международного права также обеспечивается на основе согласия государств.