Понятие о методической системе

Второй путь выбора наиболее эффективного метода в конкретной учебной ситуации основывается на выборе метода на основе многих, если не всех приведенных критериев. В этом и заключается многомерность подхода к методам обучения, при котором учитывается, на каком этапе обучения будет реализовываться метод, в какой логике он будет "работать", какие задачи обучения решать, на какой уровень самостоятельности выводить того, кто учится. При таком подходе метод будет "просвечен" со всех сторон, заиграет всеми своими гранями и обнаружит все особенности и возможности его применения.

Подход, о котором идет речь, удачно обобщен в алгоритме выбора оптимального метода обучения, предложенного Ю. К. Бабанским, и состоит из семи шагов, представленных на рис. 3.14.

Рис. 3.14. Семь шагов алгоритма выбора оптимального метода обучения

Способ, предложенный Ю. К. Бабанским, по сути, есть способ конструирования методики обучения и заключается не в изолированном выборе методов обучения как таковых, а в выборе доминирующего типа, создании методической системы обучения в целом. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

– соответствие методов принципам обучения;

– соответствие целям и задачам обучения;

– соответствие содержанию данной темы;

– соответствие учебным возможностям школьников (возрастным особенностям, уровню подготовленности, особенностям классного коллектива);

– соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

– соответствие возможностям самих учителей.

Под методической системой обучения в таком случае понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. При выделении методической системы можно с большой долей достоверности прогнозировать последовательность применения тех или иных методов в соответствии с ведущим психологическим механизмом обучения и сопутствующими ему основными видами деятельности. Достижение такого соответствия позволяет реализовывать заданный характер обучения с наибольшей эффективностью и достигать не только обучающих целей, но прежде всего целей развивающих. Так, например, если ведущей целью обучения определено развитие инициативы, творчества, самостоятельности, то основными психологическими механизмами обучения становятся механизмы творческой деятельности (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипотез, перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитивное обоснование и др.). Средствами такого обучения служат выдвижение и анализ проблем, анализ нестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т.п., в результате чего реализуется методическая система проблемного, поискового обучения.

Важно отметить, что в методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания образования, воплощением психологических механизмов обучения и учения, способами развития личности ученика. В современной системе образования сосуществует немало методических систем, в которых используются одни и те же методы, но благодаря различному алгоритму их активизации каждая из систем создает особое, неповторимое своеобразие организации учебной деятельности в каждом возрастном периоде. Преимущество ориентации на методические системы заключается в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора и сделать ее более целостной и гармоничной при достижении не одной, а множественных целей во имя главной – развитие личности обучающегося. Наиболее значимые и продуктивные методические системы сегодня известны как педагогические технологии и будут рассмотрены ниже.