Понятие о лидерстве

Лидерство — это способность человека оказывать влияние на отдельных людей или рабочие группы с целью достижения целей управления.

Лидер — лицо или группы лиц, которые могут оказывать реальное, зачастую и очень значительное, влияние на поведение персонала. Недаром еще афинский полководец Хабрий (?—357 до н.э.) говорил своим воинам: "Стадо оленей во главе со львом страшнее, чем стадо львов во главе с оленем".

Существует также понятие управляющего, т.е. лица, стоящего во главе организации на основе принятой в ней системы делегирования полномочий. Лидер и управляющий не всегда являются одним и тем же лицом. Имеется множество примеров, когда формальный руководитель только "царствует", а реально управляет организацией другой человек.

Идеал менеджера — это совмещение ролей лидера и управляющего. Исключение составляет лишь тот случай, когда мы имеем дело с лидером неформальной группы. Так как лидерство в неформальной группе преследует цель облегчения эмоциональной разрядки ее членов, подобное совмещение приводит к образованию противоречивых тенденций в трудовом поведении руководителя. Например, формальное лидерство диктует необходимость повышения интенсивности труда, а неформальное — сопротивление этому решению со стороны членов рабочей группы.

Лидером может быть далеко не каждый человек. Ключевыми его целевыми признаками всегда оставались: харизма, гибкость и адаптивность к постоянно меняющимся управленческим ситуациям, превалирующий положительный эмоциональный фон настроения, оригинальность и творческий подход к решению возникающих проблем, честность и прямота в общении, высокие личные цели, повышенное желание руководить людьми, чувство уверенности в своих силах, высокая профессиональная квалификация, способность к постоянному обучению и саморазвитию.

Все вышеизложенные качества должны сочетаться в лидере со способностью быть подчиненным, так как у каждого руководителя есть свой, более высокий руководитель. К основным и эффективным для лидера чертам подчинения чаще всего относятся: лояльность к целям функционирования и развития организации, умение работать в команде, конструктивная оппозиция своему руководителю, умение находить и поднимать самые острые для организации проблемы и др.

В организационном поведении используют также понятие "стиль лидерства" как совокупность приемов воздействия руководителя на подчиненных, проявляющихся в трудовом поведении руководителей.

Как правило, все стили лидерства принято классифицировать на три основные группы: авторитарный, демократический и анархический.

Авторитарный стиль лидерства построен главным образом на акцептированном использовании мотивов безопасности и приобретения. Причем сила действия первых из них всегда выше, чем сила вторых.

Рассматриваемый стиль лидерства обеспечивает быстроту и стереотипность выполнения персоналом управленческих решений, особенно если его применяют по отношению к неквалифицированной рабочей силе. Основной его недостаток заключается в том, что он не обеспечивает вовлеченности персонала в процесс функционирования и развития организации. Кроме того, при его последовательном применении увеличивается текучесть кадров и формируется отрицательный имидж лидера в глазах подчиненных, которые рассматривают его скорее как надсмотрщика, а не как коллегу по работе.

Демократический стиль лидерства предполагает значительную степень участия сотрудников в управлении организацией на базе децентрализации властных полномочий. Он строится на использовании мотивов удовлетворения и частично энергосбережения.

Положительными аспектами его применения всегда признаются: эмоциональная заинтересованность работников в результатах своего труда; развитие инновационных черт трудового поведения персонала; внутренний контроль качества принимаемых управленческих решений со стороны рабочих групп. Однако при его реализации у работников формируется преимущественная ориентация па приоритетность тактических, а не стратегических целей управления. Все это приводит к резкому замедлению процесса принятия и выполнения управленческих решений, а также к росту затрат на управленческую деятельность.

При анархическом стиле лидерства наиболее важные управленческие решения принимает рабочая группа, а функции руководителя сводятся к организации их выполнения. Здесь в системе управления персоналом используются в основном мотивы подчинения. Данный подход к выбору стиля лидерства реализуется на практике крайне редко, так как его последовательное применение очень часто провоцирует развитие организационного хаоса. Однако в ряде случаев, например при действиях в условиях повышенного риска или страха наказания, он может быть достаточно эффективен, так как способствует размыванию ответственности, что повышает уровень профессиональной уверенности каждого индивидуума, задействованного в трудовом процессе.

Все современные теории лидерства в менеджменте принято подразделять на поведенческие и ситуационные.

Согласно поведенческим концепциям, эффективность управления персоналом со стороны лидера определяется не его личными качествами, а скорее его манерой поведения но отношению к подчиненным вне зависимости от сложившейся ситуации.

Ситуационные теории, в свою очередь, пытаются определить, какие стили поведения и личные качества лидера более всего соответствуют сложившимся управленческим ситуациям.

Оба подхода по-своему ограничены и неэффективны. Задача менеджера по персоналу — усвоение всего положительного, что есть в каждой теории лидерства, и умелое применение полученных знаний в своей трудовой деятельности.