Понятие кредитной организации

Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности наделено ЦБ РФ специальным разрешением (лицензией) осуществлять предусмотренные законом банковские операции – так трактует понятие кредитной организации ст. 1 Закона о банках.

Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Из данного определения следует, что российские кредитные организации как юридические лица по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями в виде хозяйственных обществ: ООО, ОДО, АО в форме ЗАО и ОАО.

В данной же статье дается характеристика банка как кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Следовательно, в Российской Федерации кредитные организации могут создаваться в двух формах: банка и небанковской кредитной организации. В основе данного деления кредитных организаций лежит объем выполняемых ими банковских операций, который для небанковских кредитных организаций устанавливается ЦБ РФ.

В свою очередь, небанковская кредитная организация имеет весьма ограниченную правосубъектность, что проявляется в ее праве осуществлять лишь некоторые банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются ЦБ РФ. Исходя из различных сочетаний осуществляемых банковских операций, все небанковские кредитные организации можно разделить на три вида:

1) расчетные небанковские кредитные организации;

2) небанковские кредитные организации инкассации;

3) небанковские депозитно-кредитные организации.

Правовое положение расчетных небанковских кредитных организаций урегулировано инструкцией ЦБ РФ от 26.04.2006 № 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением".

Расчетные небанковские кредитные организации имеют право осуществлять следующие виды банковских операций:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, но их банковским счетам;

3) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

4) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

5) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Расчетным организациям ЦБ РФ не рекомендует осуществлять деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц, что должно быть отражено в их учредительных документах. Также в целях защиты прав клиентов денежные средства расчетным небанковским кредитным организациям ЦБ РФ рекомендует размещать исключительно в государственные долговые обязательства, депозиты и облигации ЦБ РФ.

Второй вид небанковских кредитных организаций – организации инкассации – существовал в России до принятия 14 января 2004 г. инструкции ЦБ РФ № 109-И, утратившей также силу в связи с изданием инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций", которая среди прочего не предусмотрела вид лицензии для организаций инкассации.

И, наконец, третий вид небанковских кредитных организаций – небанковские депозитно-кредитные организации. Данные организации действуют на основании положения ЦБ РФ от 21.09.2001 № 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции", которое наделяет их правом осуществлять весь перечень банковских операций, разрешенных для расчетных небанковских кредитных организаций, а также дополнительно осуществлять:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

3) выдачу банковских гарантий.

Таким образом, можно сделать вывод, что небанковские кредитные организации не вправе осуществлять банковские операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, юридических лиц – во вклады до востребования, открытию и ведению банковских счетов физических лиц и ряд других. В связи с этим количество зарегистрированных небанковских кредитных организаций в России невелико.

Рассмотрим, каков же порядок создания кредитной организации.

Порядок создания кредитных организаций в настоящее время регулируется Законом о банках, инструкцией ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И (далее – Инструкция ЦБ РФ № 135-И), положением ЦБ РФ от 09.06.2005 № 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (далее – Положение ЦБ РФ № 271-П). В случае создания банка в организационно-правовой форме АО процедура создания кредитных организаций осложняется процедурой выпуска акций, которая регулируется Законом об АО и инструкцией ЦБ РФ от 10.03.2006 № 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации". Создание кредитной организации представляет довольно длительный организационный процесс, состоящий из нескольких стадий. К первой стадии следует отнести согласование с ЦБ РФ фирменного наименования будущей кредитной организации. Для этого учредители организации должны направит письмо ЦБ РФ со своим предложением, а ЦБ РФ в течение пяти дней со дня получения письма должен ответить учредителям и сообщить территориальному учреждению ЦБ РФ о согласии или нецелесообразности использования предлагаемого наименования кредитной организации.

После положительного решения о наименования будущей кредитной организации можно приступить ко второй стадии – представлению документов о создании кредитной организации в территориальное учреждение ЦБ РФ.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту предполагаемого нахождения кредитной организации должны быть представлены следующие документы.

1. Заявление о государственной регистрации кредитной организации на имя руководителя ЦБ РФ, составленное по утвержденной форме, с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. В заявлении должны быть также указаны сведения о предполагаемом местонахождении (адресе) будущего постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, но которому должна осуществляется связь с кредитной организацией. Заявление о государственной регистрации кредитной организации должно быть подписано лицом, уполномоченным общим собранием учредителей кредитной организации.

2. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:

– полное фирменное и сокращенное фирменное наименования кредитной организации на русском языке;

– полное фирменное и сокращенное фирменное наименования кредитной организации на языках народов РФ и (или) иностранных языках (в случае наличия таких наименований);

– сведения о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;

– перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок, определенный в соответствии со ст. 5 Закона о банках;

– сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также (для кредитной организации в форме акционерного общества) сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования;

– сведения о системе органов управления кредитной организации, в том числе ее исполнительных органов, и органов внутреннего контроля кредитной организации, о порядке их образования и их полномочиях;

– положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;

– положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;

– иные положения, предусмотренные федеральными законами, а также положения, не противоречащие федеральным законам (в том числе положения о размере резервного фонда кредитной организации в форме ООО или ОДО).

3. Бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации. При создании расчетной небанковской кредитной организации приложением к бизнес-плану должно являться положение, регламентирующее порядок проведения расчетов.

4. Протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий следующие решения:

– о создании кредитной организации;

– об утверждении ее наименования;

– утверждении устава кредитной организации;

– утверждении кандидатур для назначения на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации;

– утверждении бизнес-плана кредитной организации; избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;

– утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме;

– о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в ЦБ РФ для государственной регистрации кредитной организации.

В дополнение к протоколу общего собрания учредителей кредитной организации представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.

5. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.

6. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации, либо содержащие аналогичные сведения выписки из соответствующего единого государственного реестра:

– надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации – юридических лиц либо копии их учредительных документов, выданные уполномоченным регистрирующим органом;

– аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации – юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности;

– подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями кредитной организации – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

– копии изданий, в которых опубликована бухгалтерская отчетность о деятельности учредителей кредитной организации – юридических лиц за последние три года;

– иные документы, предусмотренные нормативными актами ЦБ РФ, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации.

7. Анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации должны быть составлены по форме, утвержденной ЦБ РФ. Эти анкеты должны содержать сведения, позволяющие сделать вывод о соответствии представленных лиц квалификационным требованиям. Представленные анкеты должны содержать информацию о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с приложением надлежащим образом заверенной копии документа о высшем профессиональном образовании, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года. При наличии иного, чем специальное (юридическое или экономическое), высшего образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии или отсутствии судимости.

8. Надлежащим образом удостоверенные копии правоустанавливающих документов на здание, в котором будет располагаться кредитная организация. Эти документы могут подтверждать право собственности или право аренды учредителя или иного лица. В случае передачи здания на правах аренды или субаренды дополнительно должны быть оформлены: во-первых, обязательство управомоченного лица предоставить это здание кредитной организации в аренду или субаренду после ее государственной регистрации; во-вторых, согласие арендодателя на предоставление указанного здания в субаренду.

9. Документы, подтверждающие соблюдение требований к помещениям кредитных организаций, используемых для совершения операций с ценностями.

10. Заключение федерального антимонопольного органа в случаях, установленных федеральными законами.

11. При наличии ходатайства о выдаче лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов представляется надлежащим образом заверенная копия документа, выдаваемого Министерством финансов РФ и подтверждающего согласование осуществления кредитной организацией операций с драгоценными металлами, а также справка кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов в случаях, установленных нормативными актами ЦБ РФ.

12. При наличии ходатайства о государственной регистрации кредитной организации в форме АО представляются документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации.

13. Полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе по форме, установленной ЦБ РФ.

Как видим, ЦБ РФ установлен более подробный перечень документов по сравнению с перечнем, предусмотренным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Законом о лицензировании. Это можно объяснить разрешительным порядком создания кредитных организаций. Соответственно, перед принятием решения о регистрации кредитной организации и выдаче ей запрашиваемой лицензии ЦБ РФ необходимо более тщательно проверить представленные сведения и должным образом оценить документы учредителей кредитной организации. Решение о государственной регистрации кредитной организации и предоставлении ей банковской лицензии принимается практически одновременно. Лицензия – это государственное разрешение на осуществление профессиональной банковской деятельности, которое в том числе подтверждает соответствующий уровень его услуг. Поэтому практически любой документ из указанного выше перечня необходим не только для государственной регистрации кредитной организации, но и для лицензирования, например анкеты кандидатов на руководящие должности или документы, подтверждающие соблюдение требований к зданию кредитной организации. В числе документов, необходимых, например, для расширения деятельности кредитной организации и получения какой-либо дополнительной лицензии, требуется представить бизнес-план (п. 14.6 Инструкции ЦБ РФ № 135-И). Такой же бизнес-план нужен и для регистрации кредитной организации (п. 6.11 Инструкции ЦБ РФ № 135-И).

Получив все названные документы, территориальные органы ЦБ РФ приступают к их рассмотрению. В соответствии с п. 2.3 Положения ЦБ РФ № 271-П срок рассмотрения документов в территориальном учреждении ЦБ РФ при подготовке заключения о возможности государственной регистрации кредитной организации при ее создании путем учреждения не должен превышать трех месяцев. В территориальном учреждении течение срока рассмотрения представленных документов начинается на следующий рабочий день после календарной даты их регистрации территориальным учреждением ЦБ РФ.

По итогам изучения представленных документов и заключений структурных подразделений территориального учреждения ЦБ РФ может быть принято решение о согласовании вопросов, входящих в сто компетенцию. После согласования всех вопросов территориальное учреждение ЦБ РФ составляет заключение, в котором отражаются согласованные вопросы, и направляет его в центральный аппарат ЦБ РФ. Вопросы, которые должны быть отражены в заключении, а также прилагаемые к нему документы перечислены в п. 6.10 Инструкции ЦБ РФ № 135-И.

По сути, это уже есть начало третьего этапа – государственной регистрации кредитной организации. Банк России обязан рассмотреть полученные документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты их представления учредителями в территориальное учреждение ЦБ РФ.

На указанном этапе процедуры создания кредитной организации управленческое решение уже принято. Поэтому для формальных регистрационных действий законодательство отводит очень краткие сроки. В течение трех дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации ЦБ РФ направляет в уполномоченный регистрирующий орган по месту нахождения создаваемой кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с названным законом регистрация кредитной организации должна быть произведена в течение пяти дней. Сведения о зарегистрированной кредитной организации вносятся в государственный реестр юридических лиц. С этого момента кредитная организация должна считаться созданной как юридическое лицо.

Сообщение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации и свидетельство о государственной регистрации кредитной организации направляются регистрирующим органом в территориальное учреждение ЦБ РФ по местонахождению кредитной организации. Получив свидетельство, территориальное учреждение ЦБ РФ уведомляет центральный аппарат ЦБ РФ. Банк России осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации, вносит в Книгу регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и уведомляет территориальное учреждение ЦБ РФ.

Территориальное учреждение ЦБ РФ уведомляет учредителей кредитной организации о государственной регистрации кредитной организации и государственной регистрации первого выпуска акций кредитной организации, а также выдает им экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации.

Таким образом, кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России".

После государственной регистрации кредитной организации как юридического лица основанием для получения лицензии на осуществление банковских операций является:

– наличие решения ЦБ РФ о государственной регистрации кредитной организации;

– своевременная (в течение одного месяца) и правомерная оплата 100% уставного капитала кредитной организации;

– предъявление в ЦБ РФ документов, подтверждающих своевременность и правомерность оплаты 100% уставного капитала.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

– лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с предыдущей лицензией;

– лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без нрава привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

– лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана байку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (п. 8.2 Инструкции ЦБ РФ № 135-И).

Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций;

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО);

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (ПДКО) (п. 8.3 Инструкции ЦБ РФ № 135-И).

Прекращение деятельности кредитной организации, как и любого другого юридического лица, может осуществляться в форме ликвидации и реорганизации.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Как и другие юридические лица, кредитные организации могут быть ликвидированы в добровольном или принудительном порядке, т.е. по собственной инициативе либо по инициативе других органов или лиц.

Добровольной следует считать такую ликвидацию кредитной организации, которая осуществляется на основании свободного усмотрения (решения) ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом причина для такой ликвидации может быть любой: отсутствие целесообразности для продолжения деятельности, истечение срока, на который создана кредитная организация, достижение цели, ради которой она создана, и т.п. Приведенный в п. 2 ст. 61 ГК РФ перечень оснований для добровольной ликвидации не является исчерпывающим.

Принудительная ликвидация кредитной организации осуществляется на основании решения суда по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом (п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ).

Законодательство устанавливает две процедуры принудительной ликвидации кредитной организации: 1) принудительная ликвидация кредитной организации без признаков банкротства; 2) принудительная ликвидация в результате банкротства кредитной организации.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ принудительная ликвидация кредитной организации без признаков банкротства осуществляется по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Чаще всего принудительная ликвидация кредитных организаций осуществляется по инициативе ЦБ РФ на основании ст. 23.1 Закона о банках.

Данная статья Закона о банках возлагает на ЦБ РФ обязанность в течение 15 дней с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о принудительной ликвидации кредитной организации. Заявление ЦБ РФ о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации.

Во втором случае – после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (на основании ч. 1 ст. 50.7 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"), должно следовать обращение в суд.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган, а таковым является в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ ЦБ РФ, который вправе обращаться в суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Согласно ст. 50.16 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

После признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) и назначения конкурсного управляющего последний приступает к исполнению своих обязанностей, т.е. ликвидации должника.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться, но не более чем на шесть месяцев.