Понятие компании закрытого типа

Закрытые по своей ОПФ компании, как правило, находятся в частном владении ограниченного числа лиц в отличие от открытых по своей ОПФ акционерных обществ, акции которых доступны (их можно приобрести) широким слоям населения. Чаще всего фактическое управление осуществляется небольшой группой людей (в 1–6 человек), хотя количество владельцев при этом может быть большим – до 40–50 человек[1]. Таким образом, несколько человек контролируют управление капиталом и не допускают акции в свободную продажу.

Как постулировано выше, бизнес – это любое хозяйственное предприятие, задачей которого является принесение прибыли своим владельцам. Если предприятие унитарное, то оно приносит прибыль государству, акционерное общество – своим акционерам. На западе аналогом ОАО являются публичные корпорации, которые котируют свои акции на открытом рынке.

В России существует Российская торговая система (РТС), призванная обеспечить котировку акций в системе биржевого или внебиржевого оборота. Она имеет два листинга. В листинг № 1 входят те предприятия, которых в России насчитывается около 100, по которым хотя бы одна брокерская компания РТС публикует котировки акций на куплю-продажу ежедневно. В листинг № 2 входит еще порядка 100 предприятий России, акции которых проходят котировку 2–3 раза в неделю. Таким образом, на российском рынке котируется всего порядка 200 предприятий, соответствующих статусу ОАО. Это примерно 0,001% их общего числа.

Для сравнения из 20 млн корпораций США подлинно открытыми компаниями можно считать около 20 000 из них, т.е. 0,1% общего числа. Такие ОАО, являющиеся в основном крупными холдингами, никто не оценивает, так как всем и так известно по котировкам акций, сколько стоит, например, Microsoft.

Понятно, что оценщику было бы нечего делать в мире, где бы рынок сам формировал котировки и тем самым оценивал стоимость компаний.

Все остальные предприятия в России – ОАО с некотируемыми или недостаточно ликвидными акциями, унитарные предприятия, ЗАО, ТОО, ООО, являющиеся юридическими лицами, а также частные предприятия без образования юридического лица – будем рассматривать для целей оценки их бизнеса в качестве компаний закрытого типа в отличие от термина "закрытая компания", отражающего лишь ее ОПФ.

Большинство производимых в мире оценок связано с акционерным капиталом компаний именно закрытого типа, чьи акции не обращаются на открытом рынке. Это предприятия McDonalds, бензоколонки, частные мастерские, ресторанчики, гостиницы, небольшие фабрики, парикмахерские-салоны, супермаркеты и т.п.

Понятие типичного бизнеса

Типичный бизнес – это коммерческое предприятие (что следует из определения бизнеса) закрытого типа (т.е. включаются также в рассмотрение и ОАО с некотируемыми и неликвидными акциями), являющееся юридическим лицом (т.е. управляемое в большинстве случаев профессиональными менеджерами).

Предпринимательство без образования юридического лица мы не будем рассматривать как типичный бизнес, так как в нем слишком многое неотделимо от самого владельца. Также не будут рассматриваться нами в качестве бизнеса некоммерческие организации или партнерства, которые не ставят своей задачей получение прибыли, часто имеют льготную схему налогообложения и освобождены от налога на прибыль.

Для оценки типичных бизнесов возможно применение полного арсенала оценочных средств, всего спектра методов оценки всех подходов с учетом целей и функций оценки.

Для оценки предприятий, не удовлетворяющих хотя бы одному из трех указанных в определении признаков, таких как некоммерческие организации (ассоциации, союзы, учреждения – нарушается первый признак), индивидуальные предприятия (нарушен третий признак), следует использовать особые рекомендации, сформулированные выше (см. параграф 4.3)[2] и приводящие в основном к использованию Имущественного подхода. Второй признак нарушается только для предприятий открытого типа (ОАО, котирующиеся в РТС), но их оценивает рынок, так что это вовсе не типичный объект для оценки бизнеса оценщиком.