Понятие идеального коммуникативного сообщества

Прежде всего Апель уточняет понятие информационного общества с точки зрения его этических критериев. Этическими нормами информационного сообщества являются доступность информации, а также ее достоверность, глубина и качество. В нормальном информационном сообществе каждый член сообщества имеет право на обладание полной информацией, которая необходима для определения им его собственной позиции по каждому вопросу, требующему разрешения. Если эти требования не выполняются (информация остается орудием власти политиков и интеллектуалов, имеющих много причин для искажения информации, а также откровенной лжи, существует информационное неравенство), то общество является этически ущербным. Информационным обществом не может называться общество, в котором доступ к информации имеют только элиты.

Коммуникативное сообщество — это такое информационное общество, в котором существуют правила ведения дискурса, они известны и соблюдаются всеми участниками. Например, важным правилом является правило открытости и честности информации, т.е. правильно организованный дискурс имеет целью достижение консенсуса без каких-либо иных целей или манипуляций, кроме цели достижения понимания, и без какого-либо коммуникативного насилия.

Во-первых, коммуникативное сообщество носит глобальный характер, т.е. в нем преодолеваются все реальные — временные, пространственные, физические, институциональные и пр. — помехи коммуникации.

Во-вторых, "сообщество является коммуникационным только при том условии, если сто члены являются – в динамическом смысле — полноценно коммуницирующими личностями, — если их интересы могут быть свободно выражены и принимаются во внимание в совместном дискурсе".

Целью коммуникативного сообщества является достижение согласия, преодолевающего все помехи (временные, пространственные, физические, институциональные и пр.). Новое прочтение императива этики прав человека и прав народов (каждый народ имеет право на собственную культуру) приобретает вид: каждый народ имеет в международном диалоге равное право голоса. Этот императив составляет основу этики коммуникативного сообщества в планетарном масштабе. Центральные понятия этой этики — человеческое достоинство, ответственность и международная справедливость.

Для формирования глобального коммуникативного сообщества необходимо создание социальных институтов, которые представляют различные страны на международном уровне, где реализуется или может реализоваться представление о справедливости в отношениях между народами на основе императива этики прав человека и прав народов.

Новой является трактовка сознания и мышления человека, которые рассматриваются не как "продукты индивидуального мозга" и не как деятельность автономного субъекта (Я мыслю), а как результат диалога, общения или интерсубъективный процесс, возникающий в пространстве коммуникации.

При помощи глобальной сети человечество, по мнению Апеля, переходит на новый уровень общения, а также мышления, превращаясь в неограниченное коммуникативное сообщество, способное к выработке нового вида знания, который должен быть универсальной этикой коллективной ответственности за будущее человечества. "Только в ходе свободного и ответственного обсуждения проблем своего самосохранения человечеству могут открыться неведомые прежде возможности и силы для их преодоления, для управления своей собственной судьбой". Новое понимание этики привело к новому пониманию нормы: "Не существует содержательных норм, которые бы были априорно моральными, но существуют процедуры тестирования и процедуры обоснования моральных норм. Эти процедуры выступают в виде этически организованного дискурса".