Понятие государства

Истории известны несколько основных путей институционализации власти: военный (например, при формировании восточных деспотий в странах с так называемым азиатским способом производства); аристократический (например, в Древнем Риме с его делением общества на патрициев и плебеев); плутократический (например, при становлении буржуазных государственных форм).

Эти механизмы институционализации власти (так же как и предпосылки возникновения государства) имеют не только историческое значение; они действуют постоянно, поскольку государственная власть сохраняет способность к развитию. Однако в чистой форме не существовал ни один из названных механизмов.

Сегодня имеется множество определений понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Н. Коркунов); и как "всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть" (Л. Дюги); и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров); и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой).

Общим во всех данных определениях выступают три основные категории: "народ", "публичная власть" и "территория". Можно считать это правильным подходом, однако надо помнить, что не все государства в своей деятельности воплощают интересы всего народа или хотя бы даже большинства граждан, зачастую государство обеспечивает интересы преимущественно отдельных социальных групп, что необходимо учитывать при рассмотрении сущности конкретного государства.

Важнейшим признаком государства является учреждение такой власти, которая непосредственно не совпадает с населением в отличие от коллективной власти родового общества. Она представлена особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации, создания государственных учреждений, становления специального аппарата чиновников, армии, судей и т.д. Государственная власть неизбежно предполагает возможность применения принуждения специальными репрессивными органами.

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.п.).

Второй признак государства — разделение населения и власти по административно-территориальному принципу. В результате территориальное распределение населения как следствие разделения общественного труда превращается в административно-территориальное, а индивид становится подданным или гражданином.

И как следствие, третий признак государства — сбор налогов и пошлин, так как государство, выполняя внутренние и внешние функции по управлению обществом, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Государственные налоги — это учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки.

Государство — это особая суверенная независимая политическая организация общества, которая распространяет свою власть па всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех веления, собирает налоги на выполнение внутренних и внешних функций.

Таким образом, государство имеет ряд отличий от иных до государственных и негосударственных образований:

• в государстве существует публичная власть, не совпадающая с населением страны (государство обладает аппаратом управления, принуждения, насилия и правосудия);

• для выполнения своих важнейших функций оно собирает налоги, займы, подати;

• объединяет всех людей, населяющих его территорию, в результате возникает новый общественный институт -гражданство (Подданство);

• издает нормативные правовые акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения;

• располагает существенными материальными средствами для проведения своей политики;

• ему присущ суверенитет — верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

К факультативным признакам государства относятся государственные символы — герб, флаг, гимн.

В отношении сущности государства высказываются различные теории, в которых акцент делался то на классовой, то на обще-социальной природе государства. С точки зрения большинства современных научных представлений государство должно неизбежно выступать как властная система, организующая общество в интересах каждого человека для сохранения всей системы в целом.